Как жить в обществе — учимся принимать собственные решения

Как жить в обществе? Прежде всего, необходимо понять: мнение других — это лишь одна из жизненных позиций, которая, возможно, совершенно не подходит тебе. Поэтому не стоит жить с оглядкой на других, ведь они тоже могут ошибаться. Нужно уважать свое мнение и уметь его транслировать, чтобы принимать собственные решения. Ведь если всегда действовать по чужой указке, можно потерять себя как личность.

Содержание:

Дед плохого не посоветует

Когда родился Максим, Ларисе было всего семнадцать лет. Ее супруг постоянно находился в командировках, а потом и совсем исчез из их жизни. Потом сын подрос и стал задавать бесчисленные вопросы «что?», «кто?» и «где?», «почему?». Лариса растерялась и стала отправлять его за ответами к дедушке, авторитарному и бескомпромиссному человеку. В итоге именно он долгое время оставался для внука самым большим авторитетом, ведь четко объяснял законы этой жизни. И только его мнение было правильным: дед просто не признавал чужого. Если сказал, что покупка бинокля — глупость, значит, так оно и есть, а если решил, что Петька из соседнего подъезда — хулиган, значит, Максим переставал с ним общаться. Мальчик был уверен, что мнение деда самое главное и не соответствовать ему — преступление. И прежде чем что-то сделать, нужно обязательно поговорить с дедушкой — уж он плохого не посоветует.

Как жить в обществе

Ни дед, ни мама никогда не давали мальчику возможности самому подумать над решением, они молниеносно выдавали ответ, который казался им правильным.

Лариса постепенно переняла манеру своего отца общаться с Максимом. Отправляя ребенка в школу, она внушала: «Слушайся учительницу! Что она тебе скажет, то и делай!». И Максим принял это как аксиому. Долгое время он беспрекословно выполнял то, что ему говорили. Хорошо учился, много читал, с ним не было никаких проблем. Однажды одноклассник Егор позвал Максима на день рождения. На семейном совете мальчику разрешили пойти в гости, но перед этим; Лариса сказала: «Если родители Егора увидят, что введешь себя не так, могут решить, что мы плохо тебя воспитываем! Они люди уважаемые, их мнение Дорогого стоит! Мы с дедушкой надеемся: ты нас не подведешь!»

Максим пообещал, что будет вести себя достойно. На дне рождении мальчишки веселились, как могли: бегали, кричали, играли в компьютерные игры. Максим чувствовал себя ужасно: ему хотелось шалить с другими, манил к себе и компьютер, запретная вещь в его доме, но обещание, данное деду и матери, останавливало.

Родители именинника лишь иногда заходили в комнату сына, чтобы посмотреть, не нужно ли чего расшалившимся детям. В одно из таких посещений мама Егора обратилась к Максиму: «А ты чего сидишь? Если скучно, могу показать нашу библиотеку, может, какая-нибудь книга понравится, почитаешь. Максим согласился и до самого вечера, пока за ним не пришла мама, просидел на диване с книгой в руках.

«Какой у вас воспитанный мальчик! Он столько знает! Мы так Хорошо с ним поговорили о литературе и искусстве!» — сказала мама Егора. «Вот видишь: ты произвел хорошее впечатление! Молодец!» — похвалила Лариса сына. Максим ожидал, что на следующий день другие мальчики будут расстроены: они ведь не вели себя примерно, значит, их родители будут рассержены. Но ничего подобного не произошло: все с удовольствием вспоминали свои проказы и шалости.

Повелся на обман

А когда все после уроков расходились домой, Максим случайно услышал, как мама его одноклассника, который тоже был вчера на празднике, сказала матери именинника: «Ой, мой Ванька в таком восторге! Ему только Максим не понравился: сидел букой, ни с кем не общался, не играл, а компьютер, по-видимому, вообще в первый раз увидел. Я посоветовала сыну с ним не общаться!» Мама Егора ответила ей: «Максим — очень развитый мальчик, только он, действительно, не умеет общаться с Другими детьми. Жаль. Ему будет очень тяжело в жизни! Но мне он понравился. Просто его слишком строго воспитывают». Максим замер, в его сознании перестали укладываться привычные вещи: хотел произвести хорошее впечатление, а получилось, что мальчикам его поведение не понравилось, а мама Егора просто пожалела.

Как жить в обществе

Выходит, чужое мнение может быть настолько различным, что соответствовать ему невозможно. Если ты делаешь то, что нравится одним, значит, совершаешь промахи с точки зрения других. Как же быть?

Максим не решился обратиться с этим вопросом к родным, почему-то ему показалось, что они рассердятся, если он поделится своими сомнениями. Несколько дней мальчик не находил себе места, анализировал каждый свой шаг, но любое решение казалось ему неправильным. Потом все забылось, жизнь вошла в привычную колею. Максим, хоть и был книголюбом, хорошо знал и математику, учительница всегда его хвалила. Но однажды, во время контрольной, у нее зазвонил телефон, и она выскочила в коридор. А к Максиму, который уже почти все сделал, подошла первая красавица класса Алена и, заглянув в его тетрадь, заявила, что у него решено неправильно. Мальчик пришел в ужас: «Этого не может быть, я готовился, уже решал подобные примеры!» «Но ведь Алена сказала, что у меня неправильно! Она видит мои ошибки, а я — нет!» — стучало у него в голове.

«На, возьми другой листок и реши все сначала, может, поймешь, где ошибся», — заявила девочка, забирая работу Максима. Тот принялся решать одно и то же уравнение по нескольку раз — ответ оставался таким же. Когда прозвенел звонок, он сдал практически пустой лист.

На следующем уроке учительница, объявляя результаты, только разводила руками от удивления: «Я бы решила, что весь первый вариант списали у Максима, но у него практически ничего не решено».

В первый раз в жизни у мальчика в журнале появилась двойка. А Алена лишь громко расхохоталась: «Тебе даже в голову не пришло, что я вру! Какой же ты дурак».

Максим шел домой и плакал. Все, в чем он был уверен, оказалось ложью. И чужое мнение мешало ему жить. По дороге он зашел в парк, чтобы успокоиться. Но это никак не получалось: слезы текли сами собой.
Недалеко от лавочки, где Максим плакал, на траве сидела девочка и читала книгу. Она несколько раз посмотрела в его сторону. А когда мальчик решил уйти, ему пришла мысль: «Она ведь про меня будет думать, что я хлюпик и плакса», подошла к нему и спросила: «В нашем городе есть улица Карла Маркса?»

Вопрос прозвучал настолько неожиданно, что Максим плакать перестал. Он ведь ждал чего угодно: расспросов, утешений; насмешки… Пожал плечами, потому что не знал. Девочка присела рядом и стала рассказывать, что на этой улице когда-то жили ее прабабушка и прадедушка, но никто не помнит, где был расположен их дом, сохранилась лишь старинная фотография, и она хочет найти по ней это место.

За все отвечаешь сам?

Максиму стало любопытно, и он начал расспрашивать незнакомку, попросил показать фотографию. «Меня Оля зовут, — вдруг сказала девочка, — вот теперь, когда успокоился, расскажи, что случилось». И неожиданно для себя Максим стал объяснять ей, что произошло на контрольной. Мол, он теперь совершенно не понимает, как строить свои отношения с другими людьми дальше. Оля слушала его очень внимательно, не перебивая. Максим говорил, что чужое мнение для него очень важно, ведь оно определяет, каким должен быть человек, чтобы всем нравиться.

Как жить в обществе

«Зачем?» — вдруг спросила его девочка. Максим задумался: действительно, зачем? У него, конечно, было готово несколько ответов: во-первых, чтобы порадовать дедушку и маму; во-вторых, чтобы обрести друзей; в-третьих, чтобы было проще жить. «Ну и как? Проще стало?» — остановила его Оля и рассказала свою историю. Ей всегда хотелось чего-то необычного. Вместо любовных романов, которые читали все девочки в ее классе, она увлекалась фэнтези. Вместо сериалов смотрела боевики и триллеры. Вместо юбочек и платьев носила джинсы и рубашки, а однажды повергла всех одноклассников и учителей в шок, придя на занятия в мужском костюме. Когда родители посоветовали ей пойти в музыкальную или художественную школу, она записалась на рукопашный бой. Правда, после того как уложила на лопатки пару соперников, тренер попросил на занятия больше не приходить: из-за Оли понижалась самооценка у мальчишек. Девочка посмеялась, но секцию покинула: если все парни занятия побросают, во-первых, тренер без работы останется, во-вторых, кто, же будет девочек защищать?

Стала заниматься сама. Над ней смеялись все ребята во дворе, когда она с утяжелителями бегала вокруг дома по десять кругов. Но ее это не смущало. Чужое мнение? Все имеют на это право. Но жизнь-то ее! Значит, она сама должна научиться справляться с жизненными трудностями. Даже родители не могли понять, зачем она, девочка, по пятнадцать раз подтягивается на турнике и тренируется с гантелями. Не понимали, но ничего не говорили — в их семье каждый имел право на собственное мнение — это Оля знала с малолетства.

Родители объяснили, что мнений ровно столько, сколько людей на этом свете, поэтому искать то, что удовлетворит всех, бессмысленно. Жить нужно так, чтобы твое решение было самым важным для тебя, но, принимая его, помнить — и ответственность за все, что у тебя происходит, несешь только ты. Кстати, именно у мамы она научилась «отбиваться» от назойливости чужого мнения. Однажды, они возвращались домой, встретили соседку, которая, грустно глядя на маму Оли, сказала:

—Что-то ты, Машенька, совсем исхудала, не заболела ли?

— Что вы, на диете сижу, худею к лету, — улыбнулась та.

Тут из подъезда вышла другая соседка, тетя Клава. И так же печально глядя на маму Оли, заявила:

— Ой, Машенька, как же ты поправилась!

— И не говорите, Клавдия Васильевна, уже почти не ем, а все толстею! Может, диету, какую посоветуете?

— Что ты! Зачем диета? Ты же хорошо выглядишь, не худей! — растерянно ответила соседка.

Когда мама с дочкой вошли в квартиру, Маша рассмеялась: «Вот тебе наглядный пример чужого мнения! Для одной я — исхудавшая, для другой — толстая! А я такая, как мне нравится. Если всех слушать буду, с ума сойти можно».

Девочка хорошо усвоила и этот урок. Так Оля и жила — принимала решения сама, иногда, конечно, советуясь с родителями. Те никогда не говорили: «Это хорошо, это плохо». Просто объясняли дочери, какие могут быть последствия, и предоставляли ей право выбора. Кстати, ее занятия спортом однажды принесли ей славу, про нее даже в газете написали (Максим вспомнил эту историю, вспомнил, как мама и дедушка восхищались поступком незнакомой девочки и ставили ее в пример своему совершенно неспортивному сыну и внуку).

Оля вытащила из колодца, который безалаберные рабочие плохо закрыли, малыша, пытавшегося достать оттуда своего щенка. Колодец был неглубокий (всего полтора роста взрослого человека), но для девочки, которая только перешла в шестой класс, его глубина была устрашающей. На улице никого не было, взрослые уже ушли на работу, а бабушки еще сидели место на лавочках возле подъездов. Щенок упал в воду и беспомощно барахтался, а мальчишка полез за ним.

Как жить в обществе

Оля принесла из дома веревку и спасла обоих, дважды спустившись в колодец. Но когда она, мокрая и с дрожащими от усталости руками, возвращалась домой, встретила соседку, которая назвала ее неряхой, хулиганкой и бандиткой. Правда, через несколько дней, когда все узнали об этом Олином поступке, та же соседка долго ее обнимала, прижимая к необъятной груди, твердя, что всегда знала: Оля — самая хорошая девочка во всем их дворе и даже районе.

— Ну, и какое ее мнение нужно мне было воспринимать как руководство к действию? — улыбнулась Оля.

— Наверное, что ты хорошая? — робко спросил Максим.

Девочка рассмеялась:

— Да никакое! Что это за мнение, которое меняется каждые два дня! Ты слушай других, а делай то, что сам считаешь важным!

…Максим шел домой, а эти слова все звучали в его голове: «Делай то, что ты считаешь важным» Не они, а ты, ведь только ты — хозяин своей судьбы. Поэтому только сам можешь решать, что для тебя важно, а что нет.

Он открыл дверь, навстречу вышла мама:

— Мы решили, что тебе пора учить китайский язык, я записала тебя на курсы. Моя сотрудница считает… Максим обнял маму:

— Спасибо, мамуля, за заботу, но я слышал, что в сорок лет китайский запоминается лучше всего, так что на курсы ты пойдешь вместо меня. А я пока займусь физикой, мне через год в летное училища поступать! И, поцеловав обескураженную мать, ушел в свою комнату. Теперь-то он знал, что ему делать!