Эту особенность мозга называют словесной слепотой или болезнью гениев. Дислексия – это частичная невозможность понимания слов, букв, трудность при восприятии базовых навыков грамотности. В мире каждый десятый человек сталкивается с таким феноменом разума. Насколько отличается их жизнь от жизни обычных людей? Как распознать у себя или ребенка признаки дислексии, с какими трудностями придется столкнуться?
Что такое дислексия
Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Киану Ривз и Владимир Маяковский, – казалось бы, что может быть общего у этих людей из разных эпох, профессий, кроме того, что их имена знают многие на планете? Все они столкнулись с дислексией, которая не помешала добиться мировой славы.
Дислексия – это не болезнь или отсутствие интеллекта. Особенность мозга, которая не дает его владельцу воспринимать информацию так, как это делают обычные люди.
Выражается она в разных формах, основные из которых:
- сложности с навыком чтения;
- проблемы с навыком письма;
- трудности с грамматикой;
- периодическое нарушение моторики и координации;
- слабая концентрация внимания.
Впервые выявили дислексию в конце XIX века, в Германии. Офтальмолог Рудольф Берлин описал признаки после работы с юным пациентом, который не имел трудностей с общением и физическим развитием, но совершенно не воспринимал грамматику и чтение. Врач отнес отклонение к зрительным патологиям.
В 1925 году теорию опроверг невролог Самюэль Ортон, согласно его изысканиям, дислексики имели асимметрию долей головного мозга. Это утверждение также оказалось ложным и лишь в 1970-х годах ученые сошлись на том, что дислексия проявляется у людей со слабым метафонологическим и фонологическим развитием. То есть, из-за сбоя в процессе обретения взрослых речевых паттернов. В период раннего развития каждый ребенок постепенно овладевает навыками речи, поначалу они не договаривают слова, путают слоги местами или невнятно выражают мысли. По мере взросления, нейроны большинства людей преодолевают это, речь обретает четкость. Позже им легче дается письмо и чтение, в отличие от дислексиков.
Согласно исследованиям, пациенты с дислексией:
- обладают активным правым полушарием головного мозга;
- имеют различие в весе полушарий;
- большинство пережили родовые травмы;
- пережили травму головы;
- перенесли опасную инфекцию (например, менингит);
- в утробе переболели инфекций (корь, краснуха, герпес) или роды прошли у зависимой матери.
Усугубляют проявления отклонения: отсутствие педагогического воспитания, нехватка общения, губительное окружение, физическая изоляция (которая грозит полной потерей речи, при здоровом мозге и нормальном физическом развитии). У мальчиков дислексия встречается в 5 раз чаще, чем у девочек. Это особенность на всю жизнь, но можно скорректировать ее проявления и адаптировать ребенка (или взрослого). Чем раньше она выявляется, тем проще принятые меры будут усваиваться мозгом.
Симптомы дислексии
Чаще всего родители замечают первые признаки дислексии, так как ребенку до 4-5 лет она не доставляет неудобств. Если из следующего списка 5 и более признаков совпадают, требуется консультация опытного нейропсихолога и логопеда.
Для дошкольников:
- проблемы в общении;
- поздняя речь;
- неправильная постановка в руке карандаша или ручки после неоднократных тренировок;
- с трудом понимает новые слова, проблемы с их произношением;
- беспорядочная последовательность слов в речи и на бумаге, перестановка букв;
- трудности с основными принципами написания букв и чтения.
В обычной жизни можно заметить неаккуратность в рисовании, особенно при работе с раскрашиванием. Ребенок не может запомнить, где право, а где лево, трудно обучить пониманию времени на часах. Он не может назвать подряд месяцы или времена года, пропускает окончания в словах, добавляет несуществующие буквы. Бросаются в глаза большие сложности с завязыванием шнурков или застегиванием пуговиц. Конечно, эти признаки должны согласовываться с возрастом ребенка, точное диагностирование возможно только при проведении тестирования у специалистов.
Явные признаки появляются к 5 классу школы:
- меняет слова, которые читает на похожие по звуку;
- переставляет буквы, слоги, когда читает;
- не понимает того, что только прочитал;
- путает цифры и знаки арифметики;
- плохо запоминает простые понятия;
- не может сконцентрироваться, постоянно отвлекается;
- поведение неловкое, неуклюжее, импульсивное;
- информацию воспринимает медленно;
- координация нарушена.
Можно заметить, как ребенок непроизвольно меняет местами слоги при чтении, он неусидчив, нетерпелив. При выполнении домашней работы постоянно болтает ногой или ерзает, то встает, то садится. Теряет вещи, забывает просьбы или сказанное несколько минут назад. Часто поведение маленького человека связывают с ленью и банальной невоспитанностью, но это ошибка.
Взрослы люди обладают схожими симптомами, которые часто принимают за собственную глупость или рассеянность. Дислексия способна принести немало трудностей, например, невозможность прочитать нормально даже короткую записку, плохую память на события и лица, проблемы с письмом и счетом.
«Врачи выявили у меня дислексию, когда потребовался рецепт на очки. При обследовании мне дали огромные очки с одной красной линзой, а с другой синей. Попросили прочитать отрывок и затем спросили 10 вопросов по тому, что я только что прочитала. Я смогла ответить только на три. Они изучили как двигаются мои глаза в процессе чтения. Выяснилось, что я прочитывают четыре слова, потом возвращаюсь на два назад. Некоторые слова я вовсе не читала.»Дженнифер Энистон, источник: Instagram.
Виды дислексии
Понятие этого отклонения обширное, как и симптоматика. По признакам, которые проявляются у ребенка или взрослого, можно определить конкретный вид дислексии.
Типология особенности в проявлениях:
- Тактильная. Встречается у незрячих, в процессе чтения пальцами по Брайлю, они перескакивают с одной строки на другую, возвращаются назад или читают в обратном порядке.
- Мнестическая. Сложности в понимании речи, обращенной к дислексику. Невозможность полноценного восприятия информации на слух.
- Семантическая. Не понимает сути прочитанного, при этом навыком чтения может обладать в совершенстве.
- Аграмматическая. Неправильная постановка слов, ошибки в окончаниях, произносит род, времена неправильно («белый лошадь», «я хочу сходил в магазин»);
- Оптическая. Когда дислексик читает, его глаза перескакивают со строчки на строчку, двигаются в обратном направлении, мозг одинаково воспринимает буквы похожие по написанию (например, «м», «ш», «и»).
- Акустическая. Часто можно встретить у учеников начальных классов, когда слова заменяются похожими по звучанию или слоги переставляют местами (например, кот-крот-торт-тот, сосна-насос).
Несмотря на особенное восприятие информации, дислексики часто обладают талантливым и пытливым умом. Они мыслят иначе, имеют развитое воображение, смотрят на стандартные вещи с необычной стороны. С этой особенностью родилось много деятелей искусства, в том числе Леонардо да Винчи, Квентин Тарантино.
Как выявить и оценить дислексию
Как самостоятельно родители могут проверить свои догадки:
- попросить найти какую-либо букву в тексте;
- озвучить сочетание букв;
- вырезать букву из бумаги;
- обвести картинку по контуру;
- попросить найти недостающие буквы в алфавите или в слове.
Первым шагом к постановке диагноза станет посещение педиатра (или терапевта взрослым). Он рассмотрит признаки, на основании которых отправит к логопеду и неврологу. Узкие специалисты проверят уровень овладения письмом, чтением, способность правильно выражать мысли и воспринимать информацию разными способами. С помощью специального оборудования проверяют состояние слуха, зрения, строение речевого аппарата. Невролог проведет анализ ЭЭГ и ЭхоЭг, они выявят особенности в строении мозга.
После того, как дислексия будет выявлена специалистами, не стоит впадать в панику. Эта особенность никак не влияет на развитие интеллекта, умственных или физических возможностей.
Методы коррекции дислексии
Печально, но факт – дислексия будет с человеком всю жизнь и нужно приспосабливаться жить с этой особенностью. Начинать коррекцию результативнее в детском возрасте, пока мозг находится в стадии роста. Поэтому так важно провести раннюю диагностику и вовремя начать действовать.
Основная задача: научить дислексика распознавать слова, в зависимости от вида конкретного отклонения (письменно, или в речи и т.д.). Единой методики коррекции отклонения нет, каждый случай индивидуален и подбирать способы нужно индивидуально.
Работа проводится постепенно, шаг за шагом, метод зависит от вида дислексии:
- Для тактильной проводится развитие пространственного воображения, постепенное объяснение сути воспринимаемых предметов и схем.
- Для мнестической проводится развитие памяти на слух, зрительного восприятия букв и написания слов.
- Для семантической развивается понимание слогов, уточнение понятий, развитие словарного запаса, проводится работа на усвоение норм грамматики.
- Для аграмматической формируются грамматические схемы, понятие об изменении слов и окончаний.
- Для оптической тренируется зрительный анализ, пространственное воображение, анализ поступающей зрительной информации и ее обработка.
- Для акустической методы последовательно восприятия и распознавания информации на слух, повторение, запоминание.
В целом, коррекция сводится к тому, что дислексик должен улавливать свое состояние, и направлять себя действиями, чтобы добиться нужного результата (восприятия информации). У людей с особенностью очень развито пространственное воображение, именно им и предлагают пользоваться специалисты в процессе коррекции.
Упражнения для коррекции дислексии у школьников
Для каждого ребенка упражнения подбирают индивидуально.
Предлагаем воспользоваться следующими простыми вариантами для развития правильного восприятия:
- Придумайте слово, дайте ребенку его запомнить и записать. После перейдите на словосочетание, потом на предложение.
- Напишите в строчку без пробелов слова, например: РЕПКАДЕДКАБАБКАВНУЧКАЖУЧКАКОШКАМЫШКА. Задача ребенка: разделить этот поток на отдельные слова. Начинать можно с 3-х слов, после усложнять и делать предложения, например: МЫСЕГОДНЯПОЕДЕМКБАБУШКЕИПРИВЕЗЕМЕЙТОРТ.
- Сыграйте в игру: в комнате нужно найти слова на букву М. Ребенок ищет предметы, которые начинаются на эту букву, например машинка, мишка и пр. Усложните задание, например, надо найти предметы, которые заканчиваются на определенный слог или звук.
- Предложите несколько слов из которых надо составить предложение. Начинать можно со слогов, чтобы составить слово.
- Игра в слова помогает развить понимание букв и звуков. Поочередно называют слова на букву, которой заканчивается предыдущее слово: матрас-стол-лампа и так далее.
- На спине ребенка пальцем или тупой стороной карандаша чертят буквы, ему нужно угадать какую именно.
- Из одного длинного слова составлять несколько коротких слов. Например, из АККОРДЕОН: рок, рак и т.д.
- Спрятать слово в буквы, а ребенок должен его найти. Пример: ПМКАРШМИУНПА (если читать через букву, получится МАШИНА).
Упражнений существует бесчисленное множество, важно найти то, что будет нравиться ребенку и приносить результат. Периодически нужно менять их, чтобы мозг каждый раз срабатывал по-другому.
Профилактика дислексии
Начинать работу с речью, восприятием, памятью и координацией нужно с самого раннего возраста. Подбирать упражнения по годам, заниматься в игровой форме, больше читать.
Первыми разрабатываются навыки звукопроизношения и постановки речи. Для этого с ребенком повторяют слоги (как лает собачка, как мяукает кошка и пр.). Игры воспринимаются ребенком лучше всего. Хорошо работают с пространственным воображением карточки Домана.
Примерно с 1,5 лет начинают занятия по изучению большого и маленького, лево-право, найди отличие, найди лишний предмет и другие. Визуальное восприятие у маленьких детей развито лучше всего.
Развитие мелкой моторики, она напрямую связана с функциями речи и работой мозга. Помогут игры в песок, с водой, крупами и пластилином, рисование пальчиковыми красками, звуковые игры («сорока-ворона», например).
Советы учителю
Не всегда преподаватель может распознать дислексию и относит ее к непослушанию.
Рекомендации для учителя при наличии дислексика в классе:
- набраться терпения, проявлять больше внимания, на ответ таким детям требуется больше времени (многим свойственна медлительность);
- посадить ребенка за первые парты, чтобы его внимание не рассеивалось и можно было контролировать процесс обучения;
- первым вызывать к доске, чтобы ему не страшно было выступать на фоне других;
- не писать красной ручкой замечания и исправления в его тетрадях, лучше зеленой.
Советы родителям
Для родителей важно:
- поддерживать, любить и ценить ребенка таким, какой он есть;
- развивать его сильные стороны;
- развивать зрительно-пространственные функции;
- не очень баловать, не разрешать отлынивать от учебы, занятий и чтения;
- лепить, рисовать, вырезать буквы;
- больше играть в игры на улучшение памяти, лексико-грамматического строя, внимания, обогащение словарного запаса;
- в понимании идите от простого к сложному (буквы-слоги-слова-словосочетания-предложения и т.д.);
- проговаривайте скороговорки, учите стихи;
- делайте пальчиковую и артикуляционную гимнастику;
- тщательно выбирать учителя;
- пройти всех необходимых специалистов (логопед, невролог, дефектолог, позаниматься с нейропсихологом).
Главное, всегда сохранять эмоциональный контакт. Все наработанные логические, речевые и грамматические цепочки должны доводиться до автоматизма. Дислексики – люди креативные, с нестандартным мышлением, работать и заниматься с ними интересно.
Трудности с прочтением или написанием любого текста, неумение вовремя сконцентрироваться многие взрослые, в том числе и педагоги, считают признаками низкого интеллекта. В США, Европе для дислексиков созданы отдельные классы. Дети, воспринимающие информацию по-особенному, защищены законом. В России не существует раздельного обучения. Мало того, многие взрослые не понимают, что происходит с детьми, пытаются помочь самостоятельно, не прибегая к услугам неврологов, логопедов.
Чем раньше родители отведут ребенка к специалисту, тем легче ему будет адаптироваться к окружающему миру. Хотя неврологи утверждают, что эта особенность неискоренима, остается с ними навсегда. Тем не менее, среди дислексиков много выдающихся творческих личностей, что говорит о нестандартности мышления, познания мира.
Я врач педиатр, страдаю дислексией, считаю эту особенность наследственной. Моя родная бабушка по материнской линии была наборщиком в типографии. Она легко читала зеркальные тексты. Трудности с обучением в обычной школе испытала на себе. Только закончив ВУЗ я поняла, что со мной все в порядке. Одно из упражнений которое помогает мне писать грамотно сейчас – это чтение литературы «добуквенное». На самом деле приходится иногда перечитывать предложения, когда нет в нем смысловой нагрузки, а оказывается я пропустила слово или заменила его на другое, когда читала впервые. В практике работы врачом я встречала несколько таких детей, к моему сожалению родители больше верят в лень чем в уникальность своих детей. Дети с дислексией интересны. Данная тема еще нуждается в изучении.