Ребенок не хочет убирать игрушки! Чтобы ребенок рос самостоятельным, инициативным, необходимо в квартире обозначить его собственную территорию, где он будет считаться полноправным хозяином. Идеальный вариант – отдельная детская комната. При отсутствии подобной возможности, просто выделите ему уголок для забав в своей комнате, гостиной.
- Ребенок не хочет убирать игрушки
- Как заинтересовать малыша уборкой игрушек
- Превратить уборку игрушек в игру «А давай поиграем»
- «Тайная жизнь игрушек»
- «Впускаем сказку!»
- «Олимпийские игры»
- Ребенок не хочет убирать игрушки «взрослые» капризы
- Ребенок не хочет убирать игрушки: родительский настрой
- А как вы обращаетесь с просьбой к ребенку
- Путь наименьшего сопротивления для ребенка
- Ребенок не хочет убирать игрушки: способ «штрафной ящик»
Ребенок не хочет убирать игрушки
Обращение за помощью:
- Главное правило, которое вы должны донести до своего ребенка: играть можно исключительно в своей комнате (либо в детском уголке), запрещается разбрасывать игрушки по всему дому. Если родители установили правило уборки игрушек, его необходимо беспрекословно выполнять.
Годовалый малыш способен откликаться на просьбы родителей, в том числе на обращение за помощью. Ему по силам простые манипуляции: что-либо принести, передать, достать игрушку, книжку. Необходимо как можно раньше привить ребенку навык убирать за собой. Именно 1-1,5 года наиболее благоприятный возраст для начала обучения этой полезной привычке. Превратите подобное занятие в ритуал по типу тех, что он выполняет перед сном (водные процедуры, массаж, чтение на ночь).
Постоянно напоминайте ему, что как только прервется игра, и он захочет взять очередную игрушку, сначала должен будет убрать на место ту игрушку, с которой забавлялся. Конечно, первое время может возникать путаница, поэтому вы должны помогать и подсказывать: отодвиньте в сторону игрушки, оставив только ту, которую ему необходимо убрать. Придумайте незамысловатую историю: «Эта машинка уже захотела спать, мы ее сейчас спрячем в коробку, пусть она отдохнет. А этот грузовичок готов к новым трудовым подвигам, давай с ним поиграем, он привезет кубики, и ты сможешь построить крепость».
По возможности заканчивайте все забавы до того, как кроха утомится, тогда у него останутся силы и желание на уборку.
Призыв убрать игрушки должен исключать любой намек на принуждение, желательно, чтобы ребенок почувствовал в вашей просьбе доброжелательный, дружелюбный настрой. Не заставляйте наводить порядок в наказание, для чада уборка должна стать завершающей частью игры. Обязательно каждый день убирайте игрушки, чтобы у малыша выработалась привычка. Если вы будете делать это нерегулярно, кроха перестанет подходить к данному занятию со всей серьезностью, видеть в нем особую значимость.
Как заинтересовать малыша уборкой игрушек
«Совместная деятельность объединяет!»
Чаду понравится вместе с родителями убирать игрушки. Воспользуйтесь ситуацией, и внесите в этот процесс момент обучения (чтобы в дальнейшем, без вашего участия, ребенок мог безошибочно расставлять вещи по местам); проговаривайте каждое действие, какую игрушку, куда вы убираете, где ее «дом»: «Посмотри, зайчика мы посадим на стул, солдатики пусть отдыхают в коробке, книжку мы поставим на полку – к другим книгам. В комнате теперь порядок, ты – молодец, старался». Кроха в силу своего возраста, своей несмышлености, может по ошибке класть большие игрушки в маленькие коробки, и наоборот, маленькие машинки – в большой короб. Взрослые должны в такой ситуации направлять действия малыша, сопровождая их разъяснением: почему кукле будет удобнее одной в большой коробке, а маленькая машинку заскучает одна, испугается одиночества в большом ящике.
Главное, чтобы малыш не забывал про свою обязанность и убирался ежедневно, не отлынивал, ваша же задача – создать доброжелательную, располагающую к совместному времяпрепровождению атмосферу. Также в ваших силах облегчить участь ребенка, упростить ему задание, нанеся маркировку на соответствующие ящики, коробки, полки.
К примеру, нарисуйте или распечатайте иллюстрации с основными разновидностями игрушек: машинки, кубики, куклы, конструктор, зверята, и наклейте их на подходящие «вместилища». Когда кроху приучают аккуратно укладывать мячики к мячикам, книжки к книжкам, он начинает понимать видовую принадлежность. А поскольку за каждой вещью закрепляется свое место, ребенок запоминает порядок и начинает следовать ему. Не забывайте всякий раз хвалить свое чадо.
Превратить уборку игрушек в игру «А давай поиграем»
Превратите рутинное занятие – уборку игрушек в настоящую игру: «укладывайте» кукол спать, постройте в шеренгу оловянных солдатиков (будто на парад), распределите весь «транспорт» по гаражам. Для вас должна стать девизом фраза: «Мы не убираем игрушки — мы играем!» Придумайте сказку, про трудолюбивых муравьев, которые бегают по лесной тропинке и собирают то, что им попадается на пути, затем относят в муравейник (примерьте на себя эти роли).
Если у малыша есть музыкальные предпочтения, включить ему любимые песенки и начните под них уборку; а по окончанию — пуститесь в пляс или придумайте забавное движение, которым вы всегда будете завершать любое дело.
«Тайная жизнь игрушек»
Когда ребенок решительно заявляет, что не будет убирать игрушки по «домикам», выберите одну и незаметно от чада спрячьте ее. Спустя некоторое время обратите внимание малыша на то, что игрушка пропала, и поинтересуйтесь у него, где она может быть и почему отсутствует. Малыш, конечно, озадачится и предпримет попытки ее отыскать. Но, вы должны будете его успокоить и рассказать историю (придуманную, что называется, на ходу). Как медвежонок (игрушка, которая потерялась) хотел попасть в свой домик, но не смог, принял решение уйти от такого неопрятного, небережливого малыша, и отправился на поиски нового, прилежного, доброго хозяина, который расставляет свои игрушки по своим местам и дорожит ими.
«Впускаем сказку!»
Заинтересуйте ребенка, рассказав ему удивительную историю о том, что наступил вечер, и скоро к нему в гости поспешит сон. Но вот беда, когда он прилетит, будет неслышно подкрадываться к малышу, то споткнется об игрушки, которые всюду разбросаны, и из него вылетит сказка. Поэтому, чтобы ночью увидеть волшебный сон, ему нужно поторопиться и сложить игрушки на место.
«Олимпийские игры»
Когда малыш не достиг «кризисного» трехлетнего возраста, он еще легко соглашается на любую активную деятельность. В это время его волнует больше не польза, но возможность повеселиться от души. Устройте соревнование и предложите «на скорость»: составить мягкие игрушки по размеру (от маленьких до больших), построить самую неприступную, надежную крепость из разбросанных кубиков, собрать детали от конструктора в коробку.
Ребенок не хочет убирать игрушки «взрослые» капризы
Если правильно мотивировать малыша, он вряд ли начнет протестовать против совместной уборки игрушек. Ребенок постарше на вашу просьбу (убраться в комнате) может ответить капризом, протестом.
С чем это связано?
- В трехлетнем возрасте ребенок начинает испытывать родителей «на прочность» — устраивать проверки («А что если я не буду кушать, спать, убираться, то есть подчиняться?»).Совет родителям! В подобной ситуации постарайтесь сохранить спокойствие, твердо и уверенно настоять на своем требовании, предложить свою помощь. Ребенок настроен решительно, и не желает выполнять вашу просьбу? Откажитесь от конфликта, отступите, и вы увидите, как через некоторое время, малыш сам что-то у вас попросит.Сохраняя доброжелательный настрой и твердость в своей позиции, предложите сделку: вы делаете то, что просит чадо, но только после того, как он выполняет ваше требование: «Я разрешу тебе немного поиграть в приставку, когда ты соберешь игрушки. Ты сам справишься или тебе помочь?» Либо вы можете сами сложить игрушки, но после этого заявить: «Я за тебя навела порядок, какую мою обязанность ты выполнишь?» После этого предложите ему на выбор несколько несложных домашних дел: полить цветы, пропылесосить, вымыть посуду.
- С возрастом сложность игры возрастает. Если раньше для затей могла понадобиться всего одна игрушка (погремушка, мячик), то начиная с двух лет, ребенок включает в свою игру уже больше предметов. Так, он может достать паровозик и усадить в него маленьких зверюшек, либо набор игрушечной посуды и устроить чаепитие для кукол. Соответственно ребенка просто пугает количество игрушек, которое ему предстоит убрать, им движет страх не справиться с задачей.В этой ситуации помощь родителей очень актуальна. Когда чадо уверено, что задача невыполнима, подскажите, как ее облегчить, разделив на простые действия: «Я сейчас положу эту зеленую гоночную машинку в коробку, а ты принеси мне тот маленький самосвал. Затем я положу забавную машинку с глазками, а ты подай паровозик. Смотри, мы собрали весь твой автопарк». Таким образом, вы «убиваете разом несколько зайцев»: учите помогать ближнему, и при этом вместе осваиваете важные понятия: размер, цвет, названия транспортных средств.
Обратите особое внимание на систему хранения игрушек. Лучше если это будут яркие, интересные, привлекающие внимание коробки, корзины. Но самое главное они должны быть удобными, чтобы у малыша не возникало трудностей со складыванием игрушек. К примеру, до высоких полок в шкафу он не сможет дотянуться; а между тем у трехлетних малышей лишние телодвижения отбивают всякое желания что-либо делать. Изготовьте подобные системы хранения сами (например, из коробок, где хранилась обувь, бытовая техника), и обязательно подключите к процессу ребенка, так у него появится больше желания прибирать свои вещи, ведь для этого он все подготовит сам.
Ребенок не хочет убирать игрушки: родительский настрой
Обратите внимание на то, как вы подходите к процессу уборки (и не обязательно игрушек). Если подобное занятие не вызывает у вас положительных эмоций, а только раздражение, не удивляйтесь, что ваше чадо также будет относиться к процессу наведения порядка у себя в комнате. На начальном этапе обучения убирайте игрушки сами, но делайте это с удовольствием, радостью; чадо не должно видеть, какое это неинтересное и скучное занятие.
Если мама наводит чистоту в квартире, не отвлекаясь на посторонние дела (переписку в социальных сетях, просмотр сериала), а после убирает за собой инвентарь и приводит его в надлежащий вид (вычищает пылесос от мусора, моет ведра), а папа, вернувшись с работы, вешает одежду в шкаф, то проблема: «как приучить ребенка к порядку» просто не возникнет, ведь кроха будет ежедневно наблюдать за поведением взрослых в быту и усваивать его особенности. Одних слов, не подкрепленных личным примером, будет недостаточно, должного эффекта они не дадут.
А как вы обращаетесь с просьбой к ребенку
Если приказным тоном, то понятно почему, в очередной раз он воспринял в штыки ваше требование. Попробуйте разговаривать и давать указания выдержанным и доброжелательным тоном, и вы увидите, как ребенок мирно примется за выполнение задания. В ситуации, когда чадо заболело или пребывает в расстроенных чувствах, не демонстрируйте излишнюю настойчивость, просто приберитесь сами.
Путь наименьшего сопротивления для ребенка
Довольно распространена и другая ошибка родителей, когда они, преследуя желание поскорее освободиться и заняться своими делами, убирают игрушки сами. Это в корне неверно! Дети быстро понимают все плюсы подобной ситуации, и впоследствии будут стремиться переложить это занятие, да и многие другие (домашние обязанности, выполнение уроков), на плечи родителей.
Потерпев фиаско в своем стремлении приучить ребенка к прилежности, порядку, не опускайте руки, возьмите на вооружение следующий способ. Предложите ребенку убрать свои игрушки, пригрозив, что при непослушании, спрячете их. Если чадо все-таки решит вас проверить и откажется от выполнения вашего требования, вы, сохраняя хладнокровие и спокойствие, с невозмутимым взглядом соберите все игрушки (которые не на местах) в пакет, и уберите с глаз долой на несколько дней. Если из-за большого количества игрушек, малыш даже не обнаружил исчезновения, проведите подобную манипуляцию на следующий день.
Наступит момент, когда ребенок все-таки заметит, что его любимый автомобиль и плюшевый «друг» исчезли; тогда вам предстоит объяснить, почему так произошло. Дайте обещание, что вернете их сразу, как только он приберется. Важно проявить настойчивость, не поддаваться на уговоры и мольбы ребенка. Прежде чем отдать игрушки чаду, предупредите его. Что после своих затей, он должен убирать их по местам, в противном случае они вновь исчезнут.
Ребенок не хочет убирать игрушки: способ «штрафной ящик»
Изготовьте или приспособьте специальный ящик (коробку, контейнер), куда вы будете складывать все то, что не было убрано к установленному времени.
Только шаг за шагом, последовательно, вы сможете воспитать у чада прилежность, добросовестность, любовь к порядку и ваши старания увенчаются успехом. Будьте готовы к тому, что время от времени ребенок будет преподносить вам неприятные сюрпризы (капризничать, протестовать, делать назло, умышленно раскидывать игрушки), вы же со своей стороны должны твердо следовать своим принципам, избегая раздражения, заострения внимания на непослушании.
Список используемой литературы:
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
- Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
- Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Мне когда-то подсказали метод, который здесь метко назван штрафным ящиком. Суть проста: в отдельную корзину собираем все игрушки, которые не были убраны малышом или оказались за пределами детской комнаты, а затем отправляем эту корзину в недоступное для детей место. Когда пропажа обнаруживается, требуем выкуп за содержимое корзины. Младшенькому (1,5 года) достаются задачи из разряда собрать игрушки, сложить детскую головоломку и т. п., а старшенькому (5 лет) для выкупа игрушек нужно пересчитать или разложить в правильном порядке имеющиеся, назвать показанную букву и т. д. И знаете, это работает почти всегда. Единственное исключение из правил — потерявшаяся деталь конструктора. Увы, тут пока половина комплекта не исчезнет, пропажа дискомфорта не вызовет. И да, возвращать попавшие в штрафной ящик детали тоже приходится все вместе, иначе дети быстро теряют интерес к конструктору.