Уважение к ребенку. Сегодня поговорим на тему уважение между ребенком и родителем. Просто задайте себе вопрос – уважайте ли вы своего ребенка? Давайте разберем на конкретных примерах.
Нарушение границ ребенка родителями
Как проявляется в жизни отношение между мамой, папой и ребенком. Насколько оно важно и влияет на дальнейшее взаимоотношение. Так как проблемы, возникающие в воспитании, общении с ребенком, заключаются в нарушении границ.
Уже в раннем возрасте скрывается уважение к личности.
После того, как ребенок рождается, это уже не наша собственность. Он ни принадлежит нам. Это отдельная личность, отдельно взятый человек, с мнениями и желаниями требуется считаться. Когда не говорящую кроху, передаете в руки к незнакомым людям, обязательно, обратитесь, познакомьте. — «Вот, это твоя бабушка, дедушка и т.д.» — «Сейчас, тебя возьмет на ручки». – «Пойдешь ли ты к ней на ручки?» И вы можете его передавать, отслеживая реакцию. Желает, или нет – в этом тоже заключается уважение.
Когда ребенок начинает ходить, ползать, он осваивает территорию. В первую очередь это дом. Допустим, вы забыли убрать важную для вас вещь (телефон, пульт от телевизора). Он берет эту вещь и начинает ее изучать. Что вы делаете при этом?
Выхватываете ее, и начинаете кричать на него. В этом и заключается не уважение. При этом ребенок копирует своих родителей. Вы потом думаете, почему ваше чадо, играя в песочнице со своими сверстниками, выхватывает чужие игрушки, или из ваших рук.
Рассмотрим еще одну ситуацию, вы спешите, а ребенок противится (ближе к трем годам). Как поступают родители в данной ситуации?
Его просто хватают на руки (вы сильнее, он слабее), и кричащего тащат за собой, якобы сейчас нет возможности выяснять «почему».
Здесь проявляется крайняя степень не уважения. Ребенок понимает, что его мнение не важно. Он перестает высказывать свои эмоции, становиться серой мышью. Один из вариантов развития событий.
Уважение к ребенку: почему так происходит
Вы всегда дослушиваете своего ребенка, даете полноценное внимание, когда он обратил на себя? Это все неуважение к личности малыша.
Также важный момент, когда берем вещи маленького крохи (переставляем, или прячем игрушки). Мы даже не считаем спросить об этом. Особенно ярко это проявляется в семьях, где двое, трое детей.
Взять игрушку у одного ребенка и передать другому. Озвучивая довод, что она сейчас тебе не нужна. Но на самом деле это собственность конкретного малыша.
Уважая его, мы будем спрашивать. – «Можно ли передать игрушку, брату, сестренке?» Так же нужно понимать, что малыш может отказать. Это его право, собственность. И вы, проявляете уважение, когда с ним считаетесь.
Если родители этого не делают, то легко догадаться, какие будут последствия. То же самое, он не будет спрашивать у вас, других. Понятие собственности просто исчезнет.
Сколько бы вы не повторяли. Что чужие вещи брать нельзя, без проса. Но если вы делаете это, с ним – то усвоения никогда не будет.
Так же важный момент, когда мы уходим и не прощаемся с ребенком. Важно с рождения. Так как малыш существует во времени «здесь и сейчас». Конечно, став постарше малыш научиться понимать, что если мама ушла, то она вернется. Но для этого требуется проявлять уважение. Всегда прощайтесь с ребенком, или говорите, что вы выйдите на минутку, сходите в магазин. А ты побудешь с бабушкой, няней, и обязательно вернетесь.
Тогда не будет проблем с расставанием. Так как мамы не знают, что делать, когда ребенок не отпускает. Закатывает истерики, кричит. Это происходит, потому что ребенок боится потерять маму, так как вы до этого уходили ничего не объясняли ему. А всего лишь надо было сказать, — «Мама, пошла в магазин и скоро вернется». В дальнейшем он будет спокойно отпускать вас.
Еще важный момент не уважения, когда мы не сдерживаем своего слова. Ребенку свойственно очень часто переключаться на различные вещи. Мы можем ему что-то пообещать, и заниматься своими делами. Думая, что это неважно, он еще маленький, все откладывая. Формируется отрицательное доверительное отношение.
Уважение к ребенку: если мама не держит свое слово
Какие последствия:
- Мне тоже не нужно держать свое слово.
- Глобальное. Ребенок теряет доверие. Причина, следственная связь нарушается.
Малыш становиться постарше, у него появляются обязанности. Он начинает, ходит в школу. У родителей появляется уверенность, что они могут проверять его портфель без спроса, подслушивать разговоры. Также проявления неуважения. Это его жизнь, собственность.
Если вы хотите принимать активное участие в жизни своего ребенка, требуется спросить его об этом.
Своим примером родители показывают, как требуется поступать. Не нужно удивляться, что ваш ребенок войдет в комнату без стука, будет лазить по кошелькам, брать ваши вещи. Вы показываете, что это нормально, так себя нужно вести.
Никакие наказания, угрозы работать не будут. Работает один самый важный принцип – подражание.
Уважайте своего ребенка не на словах, а в действиях! Научитесь воспринимать его как отдельно взятую личность.
Будьте примером для вашего ребенка во всем, и тогда между вами и малышом будет взаимоуважение!
Список используемой литературы:
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
- Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
- Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Однозначно нельзя вторгаться в личное пространство. Портфель, ящик письменного стола, телефон и т.д. Ведь нам взрослым не хочется, чтобы так поступал кто-нибудь. У меня сын подросток. Я не вхожу даже к нему в комнату без спроса. Сложно конечно с маленькими детками. Но даже взять игрушку нужно с разрешения собственника. До сих пор у меня осталось в памяти случай из моего в детстве. Мы с родителями пришли в гости, а там оказался малыш. Они не знали и не принесли ему гостинец. Заставили отдать мою любимую игрушку этому малышу. Это и сейчас не закрытый мой гештальт. Я ищу подобную, но таких не выпускают. Времени прошло больше 30 лет, а я помню. Хотя обиды нет. Выросла. Но ощущение отобранного кусочка чего-то очень личного осталось. Обязательно уважайте чувства своих детей. И спрашивайте их мнение.