Страх темноты, общения! Каждой маме знакомы такие просьбы ребенка – «мама, мне страшно не уходи!» Книжка прочитана, пора ложиться спать, поцеловали на ночь, а малыш все равно боится! Что же делать?
Страх темноты ребенком
В темноте, малыш не только перестает видеть близких людей, окружающую обстановку, ему кажется, что весь мир исчезает. Поэтому, чтобы помочь ребенку избавиться от детских страхов, родителям важно знать.
Если родители начинают высмеивать, иронизировать, или ругать ребенка, а может просто не замечать, в этой ситуации малыш спрячет страх внутрь, и действительно пронесет через всю жизнь.
Существует алгоритм действий, которые можно осуществить, чтобы помочь малышу, справиться со своими страхами
Этот ритуал, должен повторяться каждый вечер. Например, читать книги, это создает образы, погружает ребенка мир фантазий, и волшебства. Именно ваша интонация, голос дает дополнительную поддержку малышу, так важную в этот момент.
Не стоит заменять книгу мультиком, так как при прочтении книги ребенок сам создает образ, а в мультфильме он получает уже готовый шаблон. И он может совсем не понравиться малышу, тем самым создавая страх.
Придумать защитника от страха ребенка
У каждого ребенка есть самая любимая игрушка. Именно такой защитник помогает многим детям, справиться с сильными страхами.
Когда мы наделяем волшебного героя, большой силой, уверенностью, и ребенок знает, что он всегда может справиться с любыми кошмарами, и монстрами. Именно такой защитник, помогает малышу уверенно, и спокойно засыпать.
Замечательно, если вы расскажите свой опыт ночного страха, ведь они были у каждого из нас. Объяснить, как вы победили свой страх, расскажите свою историю, обязательно про свои эмоции.
В детском возрасте, может появляться и страх одиночества, так и страх общения.
Страх общения ребенком возникает по двум причинам
Это:
- Заниженная самооценка у ребенка. Ему не хватает уверенности в себе. Самое главное обращайте внимание, когда у ребенка, что-то хорошо получается, и произносите ему это. Чтобы он сам мог гордиться своими достижениями, успехами. Буквально за несколько недель мы можем утвердить и поднять самооценку ребенку, всего лишь оказывая в нужный момент психологическую поддержку.
- Обучать базовым навыкам коммуникации, которые можно объяснять уже с трех лет. Например, чтобы произвести приятное впечатление, взгляд должен быть открытым и руки видны твоему собеседнику. Очень важно представиться, назвать свое имя, узнать, как зовут друга.
И конечно, важно самим научиться играть со своим ребенком в детские игры, тогда ему будет очень просто предложить игру своим новым друзьям.
Помните, что очень важно обнимать малыша, так как именно это ощущение дает ему чувство поддержки, любви, которые помогают бороться со страхами.
Список используемой литературы:
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
- Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
- Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Страх темноты у сына был сильный. Ему чудились монстры, которые приближаются из темноты к его кровати и хотят схватить.
Так как сама в детстве очень сильно боялась – примерно понимала, какой ужас испытывает ребенок. Ругать, высмеивать – бесполезно. Рассказала, что сама боялась и что с возрастом это прошло. Уверила, что и у него очень скоро пройдет.
Сначала положила ему под подушку маленькую иконку с его святым покровителем. Рассказала его историю. Помогло ненадолго.
Предложила сама выбрать «защитника». Думала, что возьмет 1-2- игрушки, а он взял с собой все. Хорошо, что их не особо много. После этого вскоре сам стал просить погасить свет в комнате. Спит без ночника.