Исправление искаженного варианта развития у детей с расстройствами аутистического спектра возможно при помощи поведенческих методик. Следует помнить правило: чтобы ребенок делал то, что хотят взрослые, следует найти то, что хочет он. Естественная среда и пребывание рядом родителей создает хорошую основу для дальнейшего развития навыков. Оценка подкрепляющих стимулов детей с РАС это неотъемлемая часть подобного натурального обучения.
- Оценка подкрепляющих стимулов: почему ребенку с РАС нужны поощрения
- Назначение поощрений в процессе обучения ребенка с РАС
- Оценка подкрепляющих стимулов: что такое иерархия поощрений
- Проблемы с обнаружением сформировавшихся предпочтений
- Почему ребенок с РАС не тянется к предмету
- Как составить список поощрений
- Оценка подкрепляющих стимулов: пример поэтапных иерархических списков
- Как работать с поощрениями
- Используемые материалы
Оценка подкрепляющих стимулов: почему ребенку с РАС нужны поощрения
Поощрения действительно нужны всем детям. Различием в данном случае является то, что здоровый ребенок имеет внутренние (естественные) и усвоенные стимулы, в том числе в связи с пониманием социальных норм, ценности и смысла взаимодействия с другими людьми. Из-за искаженного восприятия мира ребенок с РАС не имеет мотивации ко многим видам деятельности, у него нет понимания необходимости вещей, нет к ним интереса. Данные нарушения проявляются в коммуникативных и речевых отклонениях, узости интересов, стереотипизации деятельности и т.д.
У детей с РАС может полностью отсутствовать желание разговаривать с другими людьми (даже близкими родственниками), потому что они не понимают назначение этого действия. У них могут отсутствовать такие естественные причины для коммуникации как любовь к матери или живой интерес к чему-либо. Однако, такие дети не только плохо разговаривают (не имея для этого прямых физиологических предпосылок), но и не могут зачастую себя полноценно обслуживать. У них могут отсутствовать социально-бытовые навыки только потому, что они не понимают смысла социальных норм. К примеру, ребенок с РАС не понимает зачем ему нужна одежда, если ему хорошо и без нее.
Поощрение детей с РАС служит стимулирующим подкреплением их деятельности, которое необходимо для развития нужных навыков и преодоления выявленных отклонений.
Назначение поощрений в процессе обучения ребенка с РАС
В целом методика поощрений должна пройти путь от предоставления материальных объектов до естественной мотивации, выраженной социальным одобрением, а в конце до самостимуляции, оценки своих действий и способности принимать решения. На последних этапах подключается и выражение взрослыми объективного недовольства. Но при этом количество поощрений должно преобладать, а недовольство должно быть высказано строго в адрес действий ребенка, а не его личности.
Такая поведенческая методика предполагает, что любое проявление навыков вознаграждается, а невыполнение ожидаемых действий не наказывается. То есть нужно иметь четкое представление об особенностях поведения ребенка и понимать какая мотивация является для него источником позитивных и негативных эмоций (а значит и стимулом к выполнению или отказу от деятельности). Мы создаем комфортную обстановку для обучения.
При помощи поощрений мы приобретаем новые навыки, боремся с отклонениями и достигаем приемлемой социализации. Кроме того, система поощрений на определенном этапе помогает ввести в процесс обучения иные методики. Например, систему коммуникативного обмена карточками PECS. Так как PECS подразумевает осознанные действия для достижения определенных целей, то введение карточек также лучше начинать, используя действенные стимулы
Оценка подкрепляющих стимулов: что такое иерархия поощрений
Для начала стоит пояснить, что такое поощрения в целом. Исходя из представленной ранее информации следует, что поощрения могут иметь различную характеристику. Это, не исключительно материальные объекты. В примере о ношении одежды стимулом для здоровых детей является усвоенная ими социальная норма. При взаимодействии с людьми поощрениями могут являться вербальные подкрепители в виде устной похвалы или невербальные: жесты, улыбка, объятия и т.д., а также реальные действия. К примеру, если дети говорят «Мама, помоги мне», то поощрением в данном случае будет оказание этой помощи.
Так как у детей с расстройствами аутистического спектра имеются соответствующие нарушения, то от взрослых требуется искусственное создание мотивирующих ситуаций и использование подкрепляющих стимулов.
Несмотря на то, что родители зачастую хорошо представляют эффективную стимуляцию для своего ребенка с РАС, рекомендуется составить наглядный список предпочтений в иерархическом порядке. Для этого дети могут отметить пункты в подготовленном списке (чаще это возможно в сознательном возрасте и более функциональном типе аутизма) либо родитель может их выявить самостоятельно.
Обычно на начальном этапе действенными поощрениями являются простые объекты и пристрастия либо пищевые привычки. Реже и менее эффективны здесь устные поощрения.
Проблемы с обнаружением сформировавшихся предпочтений
Ситуация, в которой родитель не может выявить явных предпочтений имеет место в некоторых случаях. Это может происходить в связи с недавним появлением ребенка с РАС в приемной семье либо недавней постановкой диагноза, в соответствии с чем не уделялось должного внимания вопросу стимулирования и т.д.
Почему ребенок с РАС не тянется к предмету
Здесь подразумевается два варианта:
- предмет не интересен;
- ребенок не был научен высказывать свои предпочтения, так как все делали за него или поощряли чрезмерное послушание.
Даже при менее функциональном аутизме можно выявить некие пристрастия и предпочтения. Для их выявления можно использовать не только материальные объекты, но и виды сенсорной стимуляции. Известно, что множество людей с расстройствами аутистического спектра очень чувствительны к сенсорному воздействию (звук, зрение, вкус, обоняние, осязание и т.д.). Таким образом, можно выявить эффективные стимулы, например, в тактильных пристрастиях.
Во втором случае следует переломить имеющийся порядок воспитания и научить ребенка высказывать предпочтения. Данный этап требует отдельного времени и усилий. Помните, что ребенка следует поощрять за любое проявление инициативы. Ведь отсутствие инициативы во взаимодействии, в том числе, говорит о нарушении навыка коммуникации, а отсутствие интереса к различным предметам говорит об отсутствии воображения, узости интересов и приводит к стереотипизации образа жизни. Нам же необходимо преодолеть все эти моменты.
Как составить список поощрений
У родителей на составление списка имеется неограниченное количество времени и возможностей для наблюдения. Несмотря на то, что родители обычно достаточно хорошо осведомлены о вкусах и интересах детей, перевес между двумя разными пунктами может не особо бросаться им в глаза.
На первом этапе составления списка иерархия в нем отсутствует – он является обычным перечнем. После формирования данного перечня необходимо распределить пункты по убыванию предпочтений.
Для выполнения данного этапа требуется опытным путем провести следующие наблюдения за ребенком, когда ему предлагается предмет:
- Тянется ли к нему или отталкивает;
- Как он реагирует изъятие предмета: он равнодушен или протестует;
- Просто держит или активно изучает и использует;
- Как он реагирует на повторное предложение этого предмета после того как мы его забрали.
Для составления списка можно использовать все предметы, которые ребенок взял, об изъятии которых он протестовал и которыми он заинтересованно пользовался. Далее ему предлагается несколько предметов из данного списка, и родитель наблюдает к какому из этих предметов ребенок тянется сначала. Один выявленный предмет откладывается и помещается на первое место в списке. Далее работа ведется с другими предметами. Процедуру с одними и теми же предметами необходимо повторять неоднократно, чтобы убедиться в выводах о действенных стимулах.
На первом этапе рассмотренные шаги касаются простых предметов. Далее с развитием навыков, а также изменением предпочтений иерархический список включает иные пункты. Поэтому оценка подкрепляющих стимулов детей с РАС проводится периодично и несколько модифицируется. Далее придется рассматривать реакцию не на материальные объекты, а на ситуации и действия. Таким образом, мы работаем с поэтапными иерархическими списками.
Оценка подкрепляющих стимулов: пример поэтапных иерархических списков
Первый этап коррекции подразумевает использование первичных простейших подкреплений:
- любимая еда;
- игра любимой игрушкой;
- прослушивание любимой песни и т.д.
Предмет | Отвергает | Нет реакции | Тянется | Протест, когда забирают | Появляются признаки удовольствия | Берет снова |
---|---|---|---|---|---|---|
Любимая еда | Λ | Λ | ||||
Любимая игрушка | Λ | |||||
Любимая песня | Λ |
Второй этап предполагает награждение предметами, отражающими достижения:
- стикер или значок с изображением или указанием достижения;
- одна из фишек, которые нужно собрать в определенном количестве для обмена на приз и т.д.
На третьем этапе предполагается обретение статуса за правильные действия:
- передача ребенку полномочий, в которых он обычно ограничен (привилегированные действия);
- назначение его главным по решению какого-то вопроса (за ним последнее слово) и т.д.
На четвертом этапе мы можем перейти к утрированной форме социального одобрения в виде устной похвалы от мамы или папы.
На пятом этапе мы можем формировать принятие самостоятельных решений:
- об изменениях в окружающей обстановке;
- о порядке изучения какого-то материала и т.д.
На последнем этапе мы приходим к самостоятельному преодолению возникающих задач и способности оценивать свою деятельность:
- оценка своих действий с позитивной и негативной точки зрения;
- постановка целей;
- самостоятельное установление порядка действий и т.д.
Необходимо понимать, что данный список обобщен и утрирован. Он может быть разбавлен иными этапами. Каждому родителю необходимо руководствоваться способностями и интересами своего ребенка. Естественно, все пункты должны характеризоваться как максимально стимулирующие.
Как работать с поощрениями
Стоит повторить, что Вам нужны правильно подобранные поощрения. Лениться и постоянно испытывать непроверенные стимулы в данном вопросе нельзя. Они не дадут нужного результата и бесцельно израсходуют драгоценную энергию ребенка.
Вопросы родителей зачастую касаются следующих моментов:
- Во-первых, подкрепление в виде стимула из списка должно следовать незамедлительно после правильного действия ребенка. У него должна выработаться ассоциация. Именно это повышает шанс повторения необходимого действия в следующий раз.
- Во-вторых, использовать стимулы можно несколько раз в день. При этом необходимо аккуратно пользоваться пищевыми наградами во избежание перенасыщения. Это важно нам не только на физиологическом, но и на эмоциональном, психологическом уровне.
- В-третьих, для мотивации не нужно начинать с самого эффективного поощрения. Нам необходимо постепенно уходить от простейших поощрений к более сложным. Однако, не стоит расстраиваться из-за того, что в какой-то момент придется прибегнуть к уже пройденным и отошедшим вознаграждениям из прошлого этапа. Такой регресс возможен при введении нового вида деятельности, физической или эмоциональной усталости ребенка и т.д.
И напоследок следует ответить на вопрос о том, как осуществлять переход от одного этапа к другому. Для этого следует использовать стимулы из текущего этапа с постепенным добавлением к ним стимулов из следующего. Таким мы подготавливаем почву для положительной оценки награды из следующего этапа. Переход происходит плавно. Мы постепенно уменьшаем значимость наград более низкого уровня. Уменьшаем их предоставление и увеличиваем количество и качество вознаграждений того уровня, на который в итоге переходим.
Используемые материалы
Не пугайтесь сложности представленной схемы поэтапного развития способностей при помощи поощрений. На самом деле она может быть увлекательной в зависимости от интересов ребенка.
Использовать карточки PECS в качестве сопутствующей методики и соответствующих материалов можно начинать уже на первых этапах. Все будет зависеть от способностей конкретного ребенка. Данные карточки можно сделать самостоятельно, так как они не имеют единственно верного формата.
Также Вы можете оформить специальную доску почета, позволить ребенку самостоятельно пользоваться проектором в качестве привилегии, использовать набор специальных фломастеров, меняющих цвета, для организации своей учебной деятельности.
Естественно, нам нужно стремиться к усложнению и максимальной формальности в итоге. Однако, весь процесс будет занимать достаточно длительный период времени. То, что кажется сложным сейчас, будет достигаться Вами пошагово по средствам интересных стимулов. В данном случае необходима фантазия, терпение, наблюдение и постоянная готовность вступать в диалог.
Список использованной литературы:
- Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм», Москва 1989г.
- Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1985г.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., «Аутичный ребенок: пути помощи»
- Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ.-М.: АРКТИ, 2008.
- Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. — М. — Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
- Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевиерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, — СПб. :ХОКА, 2007 — ч.1: Темная сенсорная комната.
Такой подход очень напоминает дрессировку, это пугает. Не хочется «покупать» собственного ребенка. Все-таки некоторые вещи нужно уметь делать просто потому, что надо. Правильно — договариваться с ребенком, он же тоже человек.
Так я думала, пока у меня не появилась дочь, а у нее — проблемы с речью. Научила ее произносить свое имя, обещая любимый мультик и все блага мира (и вон ту собачку, и вон ту конфетку). Когда она (на тот момент не говорящая!) сумела отказаться от угощений и уговоров чужого человека, я в кромешной тьме поскакала за «Киндерами» с ней же наперевес. Короче, теперь я за поощрения и вовсю их использую.