Как осуществлять общение с карточками PECS для помощи родителям в коммуникации

Как правило, родители детей с РАС знают об их специфическом восприятии мира. На данный момент написано большое количество научных трудов и коррекционных программ для обучения таких детей, в том числе и альтернативная система коммуникации PECS. Нам необходимо подробно ответить на часто возникающий у взрослых вопрос: «Как осуществлять общение с карточками PECS?».

Основания для ввода карточек PECS

Для большей сознательности населения и лучшего понимания взрослыми своих детей с РАС необходимо, возможно, в очередной раз объяснить природу отклонений и корень проблемы.

Итак, дети с РАС, не имея врожденных дефектов психики и умственных отклонений, видят мир через призму своего измененного сознания. У каждого подобного малыша вырабатывается своя собственная призма. Некоторая биологическая или неврологическая (не психическая) поломка мешает, в том числе, стандартному пониманию смысла общения. А именно смысловой нагрузки и ценности коммуникации. Из-за этой поломки дети с РАС не в состоянии полноценно перенимать норму коммуникации от близких родственников, начиная с грудного возраста. Такие привычные для нас вещи, как понимание смысловой нагрузки улыбки — приравнивание ее к хорошему настроению носителя, так и ответная реакция в виде той же улыбки из-за врожденной способности к подражанию, не свойственны детям с РАС (как и другие проявления контакта в виде указующих жестов, плача и т.д.).

Как осуществлять общение с карточками PECS
Ребенок играет с фигурками

Как утверждают многие исследования, эта проблема сопряжена в первую очередь с неэффективностью социального и отсутствием внутреннего поощрения.

Так мы и приходим к выводу о необходимости введения коммуникационных программ обучения с использованием эффективных поощрений или иначе подкрепительных стимулов. Система PECS зарекомендовала себя при работе с такими детьми также в связи с их схематичным виденьем мира, усиленным визуальным, а не эфемерным восприятием картины происходящего. Четкость и структура без двойных смыслов необходима для коррекции аутистических нарушений.

Общение с карточками ПЕКС: осуществление коммуникационного процесса

Как мы выяснили, изначально ребенок с РАС не имеет внутреннего стимула к контакту. Для возникновения желания взаимодействовать хотя бы на самом простом уровне используются любимые материальные объекты или пищевые привычки. То есть контакт изначально провоцируется и стимулируется взрослыми.

Как осуществлять общение с карточками PECS
Ребенок играет

ОБщение с карточками ПЕКС: внедрение коммуникационной системы обучения

Для людей, только пытающихся опробовать PECS, трудности порой возникают уже на первом этапе. Стоит учесть, что этот этап не требует различения картинок. Нет необходимости сразу же обучиться распознаванию изображений и их соотнесению с предметами. Родитель сначала объясняет сам процесс обмена любой картинки на желаемый предмет. Для этого карточка находится в визуальном поле и физическом доступе для ребенка, в отличие от поощрения, которое может быть получено с участием посредника – родителя.

Дальнейшие этапы в основном предполагают следующее:

  • обучение распознаванию изображений;
  • развитие навыка самостоятельно поиска и предоставления родителю ожидаемой карточки;
  • предоставление правильной карточки родителю, для получения желаемого предмета из-за самостоятельно возникшего желания;
  • развитие навыка комментирования вопросов и происходящих событий при помощи карточек.
Здесь используется стандартизированная пошаговая система, разработанная в каком-либо приоритетном для родителей учреждении, либо расписанная в индивидуальном порядке с учетом выявленных нарушений и возможностей ребенка.

Общение с карточками ПЕКС: этапы обмена

Лучшим вариантом для организации обмена будет участие обоих родителей. Один из них выполняет роль собеседника, а второй — помощника.

Для того, чтобы понять, как осуществлять общение с карточками PECS, следует учесть последовательные моменты:

  • Родитель-собеседник, сидящий напротив, имеет доступ к потенциально желаемому для ребенка объекту и привлекает к нему его внимание. Допускается прямое привлечение внимание на первых порах (просьба обратить внимание). Все зависит от специфики каждого конкретного случая.
  • После этого оба родителя ожидают самостоятельных действий ребенка по обмену карточки на предмет.
  • При полном отсутствии действий родитель-помощник, находящийся рядом или позади ребенка, дает ему подсказку.
  • Как только ребенок совершает действие по предоставлению карточки, родитель немедленно осуществляет обмен. Это необходимо для усвоения связи стимула и достигаемой цели. Благодаря этому усиливается вероятность повторения такого же контакта в дальнейшем.
  • Со временем использование материальных поощрений сопровождается утрированным социальным одобрением в лице родителей (похвала), а далее сводится на нет и полностью заменяется последним.
Уровень используемых карточек развивается параллельно уровню поощрений. Для этого мы постоянно проводим оценку подкрепляющих стимулов.

Обратите также внимание на то, что взаимодействие с использованием одного и того же предмета осуществляется неоднократно. Такие пробы могут повторяться несколько раз за сессию.

Если в процессе обмена участвует лишь один родитель, это не критично. Возможно, эффективность будет несколько снижена, но один человек может выполнять роль помощника и контактера.

Стратегия обратной последовательности

Основной сложностью данной системы является постепенный уход от подсказок и их большого количества в сторону уменьшения помощи. Для этого используется стратегия обратной последовательности, которая заключается в постепенном сокращении подсказок, начиная с конца целенаправленного контакта.

Чтобы правильно понять данную стратегию, необходимо рассмотреть суть обучения при прямой цепочке шагов. В данном случае подразумевается поощрение и помощь для выполнения каждого нового действия в логической цепи. К примеру, ученика обучающегося письму, сначала поощряют за умение правильно держать ручку, затем за попытку написания букв и т.д.

Однако в нашем случае помощь родителя может быть использована на протяжении всех шагов, а поощрение происходит исключительно в конце. При этом, безусловно, ребенком лучше усваивается шаг, непосредственно предшествующий поощрению. Поэтому, когда последний шаг был достаточно усвоен, подсказки на нем отменяются. Далее они отменяются на предпоследнем шаге и т.д. при движении в начало взаимодействия.

Вопросы родителей

В данном случае вопросы родителей касаются как изначальных организационных моментов, так и спонтанно возникающих проблем в ходе взаимодействия.

Как осуществлять помощь ребенку для выполнения обмена

Во-первых, собеседник должен быть сам изначально расположен к получению карточки. Нужно не просто ожидать перемещения карточки без ее поднятия. Собеседник может сопровождать ожидание карточки раскрытием руки для ее принятия.

Непосредственно родитель-помощник может выполнять различные действия:

  • тянуться к карточке, показывая пример;
  • самостоятельно пододвигать ее к ребенку;
  • действовать рукой ребенка, вкладывая карточку в руку собеседника.
Как осуществлять общение с карточками PECS
Карточки ПЕКС в помощь
Как осуществлять общение с карточками PECS
Карточки ПЕКС в помощь
Как осуществлять общение с карточками PECS
Карточки ПЕКС в помощь

Каким должно быть одобрение родителей (или утрированный социальный контроль)

Одобрение родителя должно быть предельно искренним, но не чрезмерным. Нужно понимать, что мы попытаемся обучить ребенка не только следованию социальным нормам, но и параллельно объясняем смысловую нагрузку различных эмоциональных проявлений.

При этом одобрение может иметь как вербальный, так и невербальный характер:

  • устная похвала;
  • улыбка;
  • хлопанье в ладоши;
  • поглаживание по голове и т.д.

Как известно ребенок с РАС может не любить прикосновений или излишних проявлений ласки, поэтому выбранный вид одобрения должен соответствовать его желаниям. По мере обучения поощрение в виде одобрения должно приобретать все больший смысл. Здесь возникает дилемма для родителей, желающих углубиться в развитие чувственных навыков детей. Мы же стремимся, в том числе, к развитию навыков принятия и следования социальным нормам в виде одобрения от другого человека, а в последствии к формированию внутренних стимулов для правильных общественных поступков и социально-бытового самообслуживания. Поэтому необходимо соблюсти баланс.

Что делать, если возникают трудности с использованием карточки из-за ее свойств

Свойства карточки могут быть несовершенными или отвлекающими:

  • В первом случае бывает сложно поднять карточку с поверхности стола, так как оба объекта имеет плоскую поверхность, а у ребенка в силу его особенностей обнаруживаются, к примеру, некоторые моторные нарушения. Для этого следует приклеить что-либо объемное, но устойчивое ко дну карточки: дощечку, крышку и т.д. Таким образом она будет возвышаться над поверхностью стола.
  • В силу усиленного сенсорного восприятия, которое зачастую свойственно таким детям, некоторые характеристики карточки (глянец, шершавая поверхность, острые уголки и т.д.) могут быть отвлекающими для ребенка и вызывать у него больший интерес. Такое перемещение свойств стимула с приготовленного поощрения на картинку недопустимо. Она является для нас лишь средством для контакта. Поэтому все отвлекающие свойства необходимо изменить.

Как исправить возникший в процессе обмена сбой последовательных действий

Действие должно иметь логический и непрерывный характер. Отвлечение в процессе обмена на то, чтобы сменить положение тела, посмотреть в окно и т.д. сбивает логическую цепь. Кроме того, ребенок может просто уронить карточку по неосторожности, что повлечет за собой ряд непредусмотренных и ненужных нам действий. Наиболее важным является собственно сам момент обмена: передача карточки — получение поощрения. Вклеивание между этими моментами иных действий провоцирует формирование неверных выводов ребенка — он подумает, что получает поощрение за непредусмотренные Вами действия.

Для того, чтобы исправить такую ситуацию, помощник и контактер с самого начала проходятся по тем же шагам и помогают завершить взаимодействие правильным обменом. К примеру, родитель-помощник сам поднимает карточку и снова кладет ее на стол. Родитель-собеседник вновь пытается привлечь внимание ребенка к предмету и далее до логического конца. В данной ситуации можно усиленно закрепить верные выводы ребенка. Со стороны родителя-помощника, используя физический контакт для осуществления обмена, а со стороны родителя-собеседника, применяя более выразительное устное поощрение по окончанию обмена.

Что делать, если возникают затруднения с изъятием предмета для повторения пробы

Данная проблема может возникнуть в тот момент, когда мы пытаемся повторить процесс обмена с участием того же желаемого для ребенка предмета. Для повторения нам необходимо изъять предмет, что может вызвать у ребенка чрезмерное разочарование, агрессию и т.д. Необходимо понимать, что в разумных пределах такие проявления заинтересованности в предмете нам на руку. Иначе он не был бы для ребенка сильным подкрепляющим стимулом. Однако, иногда ситуация может выходить из-под контроля.

В данном случае мы можем дать ребенку некоторое время для того, чтобы он позанимался с предметом (буквально 20-30 секунд, потому что иначе может наступить насыщение и потеря интереса). Кроме того, если родитель в курсе, что такая проблема может возникнуть с определенным предметом, можно использовать для организованного обмена сначала другой менее желаемый в иерархии предпочтений предмет. Затем можно попробовать перейти к первому предмету, если с ним требуется проработка обмена. При этом у ребенка, скорее всего, возникнет желание получить более желаемый предмет и произойдет переключение на него внимания. Это также станет своеобразным проявлением его инициативы.

Почему не получается уменьшить количество и качество подсказок

Скорее всего данная ситуация происходит в связи с тем, что вы изначально не замечаете количество исходящих от Вас информационных посылов для совершения взаимодействия.

Помните, что Вам нужно минимизировать количество таких вербальных и невербальных сигналов, как устное указание на желаемый предмет, преждевременное раскрытие руки для принятия карточки и т.д. Такие ошибки родителей наперед информируют ребенка об имеющейся задаче и последовательности взаимодействия. Они предугадывают шаги, которые ребенок с РАС должен совершать с каждым разом более самостоятельно. Все подсказки не должны иметь навязчивый характер и более того, вступать в силу, когда ребенку был дан шанс на максимальное раскрытие своих способностей. Это касается как родителя-собеседника, так и родителя-помощника.

Список использованной литературы:

  1. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм», Москва 1989г.
  2. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1985г.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., «Аутичный ребенок: пути помощи»
  4. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ.-М.: АРКТИ, 2008.
  5. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. — М. — Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
  6. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевиерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, — СПб. :ХОКА, 2007 — ч.1: Темная сенсорная комната.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимаю на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, конфиденциальность.