Неформальная учебная среда по системе PECS важный момент первого этапа

Порядок внедрения системы PECS требует от родителей полной вовлеченности в этот процесс и действий в рамках стандартного порядка (как и на каждом последующем этапе). Только так коммуникативная система карточек может иметь эффективность и помогает достичь поставленных изначально целей. Важный момент на первом этапе — неформальная учебная среда по системе PECS.

Содержание неформальной среды для обучения по системе PECS

Важным преимуществом карточек PECS при их использовании родителями — это возможность круглосуточного наблюдения за ребенком и вступления с ним в максимальное количество контактов, которые могут происходить в любом помещении или на открытом воздухе, а также в любое время дня.

Неформальная учебная среда
Ранец

При этом родителям необходимо не только планировать и производить структурированные занятия-пробы. Одной из главной задач для родителей является вступление в непреднамеренный спонтанный контакт со своим чадом. Формируется полноценная неформальная учебная среда по системе PECS, которая уже имеет место в связи с применением карточек родителями дома, а не на занятиях со специалистами.

Выполнение этого условия является необходимостью для расширения навыков и увеличения круга познаний об окружающем мире с действующими в нем правилами. Кроме этого родитель показывает пример инициативности в использовании картинок, а сама система не ассоциируется у ребенка с завышенной структурированностью. Стирается та самая узость и сухость методики, которую изначально боятся взрослые.

Так ребенок с РАС приобретает навыки самостоятельного вступления в контакт для достижения цели и постепенно уходит от стереотипизации мышления и образа жизни, столь распространенных среди детей с РАС.

Неформальная учебная среда: как осуществляется спонтанное взаимодействие

Задача для взрослого в данном случае элементарна. Здесь требуется главным образом развитие такого качества как наблюдательность. Следует в буквальном смысле перехватывать все заинтересованные взгляды и действия малыша, направленные на какой-либо объект. При этом мы говорим не только о Вашей личной территории для проживания. Задача распространяется за пределы дома: на улицу, пространство в гостях или общественное место и т.д.

Неформальная учебная среда
Карточки ПЕКС

Ситуация, пожалуй, осложняется только тем, что взрослому необходимо быть всегда готовым для вступления в контакт, то есть требуется повсеместное ношение актуальных карточек с собой. Вы должны иметь возможность достать их в любой момент настолько быстро, чтобы не произошла потеря интереса к желаемому объекту. При этом следует вступать во взаимодействие с участием двух взрослых людей, один из которых будет осуществлять непосредственный контакт, а второй содействовать этому.

Важным моментом является то, что роли родителей могут меняться: родитель-контактёр и родитель-помощник. В дальнейшем к Вашему обучению, ставшему образом жизни, могут подключаться иные близкие родственники: бабушка, дедушка, тетя, дядя и т.д., а также друзья. Данная замена лиц благоприятно скажется на постепенный уход от стереотипизации, даст понимание того, что имеется множество людей для контакта и получения желаемого в момент нахождения рядом с ними. От родителей в данном случае требуется заранее и подробно информировать этих людей о схеме взаимодействия.

Внедрение системы PECS и порядок действий

Для того, чтобы начать вводить систему, взрослым рекомендуется проработать пошаговые действия пробы. Это позволит оценить работу друг друга и ввести некоторые коррективы. Затем можно использовать определенную последовательность действий с учетом задач родителей.

Внедрение системы и порядок действий
Карточки ПЕКС

Подробное описание задач каждого родителя на первом этапе

Задачи родителя-собеседника:

  • вступление в контакт с ребенком;
  • привлечение его внимания к предмету-стимулу;
  • использование легких невербальных подсказок;
  • ожидание действий ребенка (возможно несколько утрированных без использования речи и четких движений);
  • окончание обмена немедленным предоставлением подкрепляющего стимула после получения карточки;
  • в конце возвращение карточки ребенку пока он пользуется полученным предметом (карточка может быть опять использована для повтора пробы).

Задачи родителя-помощника:

  • предоставление возможности для проявлений действий ребенком без своего участия;
  • при возникновении трудностей помощь в поднятии карточки и передачи ее собеседнику (лучше вложить в раскрывающуюся в этот момент руку);
  • уменьшение количества подсказок по ходу усвоения всех шагов.
При этом мама и папа заблаговременно и в постоянном режиме организуют подходящую среду для проведения проб. Также они оба предотвращают нежелательные отклонения от пошагового проведения пробы, однако, каждый в рамках своих возможностей.

Неформальная учебная среда: последовательность действий родителей

  • Родитель-собеседник находится лицом к лицу с ребенком. Он открыт для общения и целенаправлен на него. Однако, он не указывает дополнительно своими движениями и взглядом на ход выполнения дальнейших действий. Это не входит в его задачу и более того приводит к регрессу, а не развитию способностей обучающегося.
  • Взрослые дожидаются проявления действий, то есть дают максимальную возможность раскрыться. Если ребенок испытывает затруднения, то мама с папой могут оказывать ему помощь. При этом собеседник не напрямую, а через некоторую визуальную поддержку дает подсказки: смотрит на карточку, раскрывает ладонь в готовности принять ее. Помощник же может осуществлять целенаправленную открытую помощь. Тем не менее он должен быть несколько дистанцирован. В данном случае он является невидимым помощником, ни в коем случае не вступающим в визуальное, разговорное и тактильное взаимодействие. Осуществляемые им прикосновения должны иметь направляющий характер. При этом, если ребенок сам начинать оборачиваться и обращать внимание на помощника, обращаться к нему, то взрослому следует проявить полную непричастность (отвернуться и не отвечать).
  • Как только ребенок отдает карточку родителю-собеседнику, то тот должен произвести немедленный обмен. Замедления в данном случае недопустимы, так как произойдет потеря логической связи. Здесь стоит отметить, что возможно возникновение непредвиденных действий по окончанию преднамеренной пробы. К примеру, если Вы используете пищевой стимул в виде сладостей, то по успешному окончанию пробы ребенок может захотеть пить. В этой ситуации также нужно обязательно использовать метод обмена. Тем не менее нельзя разбавлять одну пробу другой. Они должны идти последовательно.
Шкафчик с карточками PECS
Последовательность действий от А до Я

Примеры спонтанного взаимодействия и ошибки родителей

  • Мама, находясь дома вместе с ребенком, увидела его пристальный взгляд на яблоки. Она достает папку с карточками и осуществляет пробу для обмена на них. При этом папа, к примеру, выступает в роли помощника.
  • Находясь в гостях у бабушки ребенок изъявил желание погладить кошку. Мама немедленно зовет бабушку и наделяет ее в этой ситуации ролью контактёра, становясь помощником.
  • Гуляя на площадке, мама заметила стремление ребенка воспользоваться каким-либо сооружением для детского досуга (качели, горки, карусели). В этот момент мама может попросить даже свою подругу произвести контакт, если к ней имеется положительное расположение.

Следует учесть, что не все желания можно прикреплять обменом на карточки из-за специфики системы. Допустим, первый пример с яблоками не осуществим в магазине. Если ребенок с РАС увидел пищевой стимул и обменял его на карточку, он должен мгновенно получить его. Если он захочет его сразу съесть, то мы не можем препятствовать этому. Таким образом, неправильная оценка ситуации родителем может привести к формированию негативного отношения к процессу использования карточек.

Если Вы видите, что ребенок проявляет самостоятельную инициативу, чтобы воспользоваться теми же качелями или горкой на детской площадке, то надо поддержать это стремление и сопроводить его устной похвалой (умеренной и естественной). Не нужно бежать за ребенком с карточками и не пускать его до тех пор, пока он не выдаст Вам нужную картинку.

Вопросы и рекомендации

Последующее обсуждение подразумевает рассмотрение порядка использования карточек и часто задаваемые вопросы родителей. Возьмите их на заметку.

Если возникают сложности из-за речевой специфики

Помните, что проявление интереса к какому-либо предмету и даже прямое высказывание желания может быть совершенно различным. Это может быть и продолжительный взгляд на предмет или прямое высказывание (опять же исходя из логопедических способностей ребенка). Вы знаете, своего ребенка гораздо лучше любого педагога и можете правильно оценить издаваемые им звуки или интерпретировать позы тела. Если это вызывает трудности, то в процессе текущего пристального наблюдения за ребенком у Вас появятся новые и столь нужные знания о нем (это еще один безусловный плюс системы).

Для того, чтобы не разочароваться в системе, родителям следует понимать цель обучения. В первую очередь карточки используется для получения навыка целенаправленного общения в любой форме (вербальной или невербальной). Они не ставят перед собой цель развития речевых навыков. Для этого действительно происходит совмещение с дополнительными навыками произношения, когда родитель постоянно произносит название передаваемых ребенку предметов в обмен на карточку. Но для полноценного развития логопедических способностей необходимо узконаправленное обучение.

В какой момент нужно прекращать использовать определенную карточку ПЕКС

Карточка изымается из папки в тот момент, когда ребенок с РАС полностью освоил нужное действие. Когда он не просится на качели или просто смотрит на них с желанием покататься, а садится и осуществляет раскачивания (здесь в силу возраста даже дети без РАС могут не уметь осуществлять раскачивания, поэтому следует правильно оценивать ситуацию). Если ребенок проявил инициативу и совершил полноценное действие с учетом возможностей в его возрастной категории, то не стоит тянуть его назад в своем развитии. Когда вы убедились, что навык освоен полностью, можно убрать карточку из папки.

Другое дело, если предмет раскрывает свой функционал при совершении с ним дополнительных действий. Например, если ребенок сам взял юлу (игрушка), но дает ее матери для того, чтобы она осуществила завод, то здесь можно использовать нужную картинку. Это простое действие пока не освоено им полноценно.

Как облегчить процесс использования карточек ПЕКС

Для облегчения использования карточек, можно разбить их на категории в самой папке. Однако, необходимо делать это с осторожностью и в первую очередь с учётом возможностей ребенка по их поиску и использованию. Можно продублировать папки и разложить их в каждом помещении на видное и доступное для всех место.

Продолжительность занятия не должна быть изнуряющей. Пробы с одним и тем же стимулом или занятия с поочередными пробами могут продолжаться до тех пор, пока ребенок проявляет инициативу для обмена. При потере к нему интереса можно попытаться заменить подкрепляющий стимул или закончить занятие. Мы не должны заставлять ребенка взаимодействовать, так как этим мы также формируем его негативное отношение к процессу обучения и к самому контакту с людьми.

С чего начинать ввод системы PECS, если наблюдаются навыки второго этапа

У Вашего ребенка, исходя степени функциональности аутизма, а также возраста и соответственно присвоенных ему навыков, могут иметься способности по различению изображений на карточках. В нашу же задачу на первом этапе входит научить его использовать сами карточки для совершения обмена, не опираясь на изображенный рисунок. Здесь нам важно приобретение непосредственного навыка обмена и получения нужного подкрепляющего стимула за выполненные действия. Поэтому мы начинаем ввод системы в стандартном режиме.

Чтобы он не путался, можно использовать пустую карточку (так не будет происходить сопоставления изображения с реальным предметом и путаницы в дальнейшем) или выбрать одну постоянную карточку для обмена на первом этапе. В дальнейшем, благодаря уже имеющимся навыкам, нам придется затрачивать меньше времени на этапе развития навыка различения изображений.

Список использованной литературы:

  1. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм», Москва 1989г.
  2. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1985г.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., «Аутичный ребенок: пути помощи»
  4. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ.-М.: АРКТИ, 2008.
  5. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. — М. — Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
  6. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевиерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, — СПб. :ХОКА, 2007 — ч.1: Темная сенсорная комната.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимаю на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, конфиденциальность.