Порядок внедрения системы PECS требует от родителей полной вовлеченности в этот процесс и действий в рамках стандартного порядка (как и на каждом последующем этапе). Только так коммуникативная система карточек может иметь эффективность и помогает достичь поставленных изначально целей. Важный момент на первом этапе — неформальная учебная среда по системе PECS.
- Содержание неформальной среды для обучения по системе PECS
- Неформальная учебная среда: как осуществляется спонтанное взаимодействие
- Внедрение системы PECS и порядок действий
- Подробное описание задач каждого родителя на первом этапе
- Неформальная учебная среда: последовательность действий родителей
- Примеры спонтанного взаимодействия и ошибки родителей
- Вопросы и рекомендации
- Если возникают сложности из-за речевой специфики
- В какой момент нужно прекращать использовать определенную карточку ПЕКС
- Как облегчить процесс использования карточек ПЕКС
- С чего начинать ввод системы PECS, если наблюдаются навыки второго этапа
Содержание неформальной среды для обучения по системе PECS
Важным преимуществом карточек PECS при их использовании родителями — это возможность круглосуточного наблюдения за ребенком и вступления с ним в максимальное количество контактов, которые могут происходить в любом помещении или на открытом воздухе, а также в любое время дня.

При этом родителям необходимо не только планировать и производить структурированные занятия-пробы. Одной из главной задач для родителей является вступление в непреднамеренный спонтанный контакт со своим чадом. Формируется полноценная неформальная учебная среда по системе PECS, которая уже имеет место в связи с применением карточек родителями дома, а не на занятиях со специалистами.
Выполнение этого условия является необходимостью для расширения навыков и увеличения круга познаний об окружающем мире с действующими в нем правилами. Кроме этого родитель показывает пример инициативности в использовании картинок, а сама система не ассоциируется у ребенка с завышенной структурированностью. Стирается та самая узость и сухость методики, которую изначально боятся взрослые.
Неформальная учебная среда: как осуществляется спонтанное взаимодействие
Задача для взрослого в данном случае элементарна. Здесь требуется главным образом развитие такого качества как наблюдательность. Следует в буквальном смысле перехватывать все заинтересованные взгляды и действия малыша, направленные на какой-либо объект. При этом мы говорим не только о Вашей личной территории для проживания. Задача распространяется за пределы дома: на улицу, пространство в гостях или общественное место и т.д.

Ситуация, пожалуй, осложняется только тем, что взрослому необходимо быть всегда готовым для вступления в контакт, то есть требуется повсеместное ношение актуальных карточек с собой. Вы должны иметь возможность достать их в любой момент настолько быстро, чтобы не произошла потеря интереса к желаемому объекту. При этом следует вступать во взаимодействие с участием двух взрослых людей, один из которых будет осуществлять непосредственный контакт, а второй содействовать этому.
Внедрение системы PECS и порядок действий
Для того, чтобы начать вводить систему, взрослым рекомендуется проработать пошаговые действия пробы. Это позволит оценить работу друг друга и ввести некоторые коррективы. Затем можно использовать определенную последовательность действий с учетом задач родителей.

Подробное описание задач каждого родителя на первом этапе
Задачи родителя-собеседника:
- вступление в контакт с ребенком;
- привлечение его внимания к предмету-стимулу;
- использование легких невербальных подсказок;
- ожидание действий ребенка (возможно несколько утрированных без использования речи и четких движений);
- окончание обмена немедленным предоставлением подкрепляющего стимула после получения карточки;
- в конце возвращение карточки ребенку пока он пользуется полученным предметом (карточка может быть опять использована для повтора пробы).
Задачи родителя-помощника:
- предоставление возможности для проявлений действий ребенком без своего участия;
- при возникновении трудностей помощь в поднятии карточки и передачи ее собеседнику (лучше вложить в раскрывающуюся в этот момент руку);
- уменьшение количества подсказок по ходу усвоения всех шагов.
Неформальная учебная среда: последовательность действий родителей
- Родитель-собеседник находится лицом к лицу с ребенком. Он открыт для общения и целенаправлен на него. Однако, он не указывает дополнительно своими движениями и взглядом на ход выполнения дальнейших действий. Это не входит в его задачу и более того приводит к регрессу, а не развитию способностей обучающегося.
- Взрослые дожидаются проявления действий, то есть дают максимальную возможность раскрыться. Если ребенок испытывает затруднения, то мама с папой могут оказывать ему помощь. При этом собеседник не напрямую, а через некоторую визуальную поддержку дает подсказки: смотрит на карточку, раскрывает ладонь в готовности принять ее. Помощник же может осуществлять целенаправленную открытую помощь. Тем не менее он должен быть несколько дистанцирован. В данном случае он является невидимым помощником, ни в коем случае не вступающим в визуальное, разговорное и тактильное взаимодействие. Осуществляемые им прикосновения должны иметь направляющий характер. При этом, если ребенок сам начинать оборачиваться и обращать внимание на помощника, обращаться к нему, то взрослому следует проявить полную непричастность (отвернуться и не отвечать).
- Как только ребенок отдает карточку родителю-собеседнику, то тот должен произвести немедленный обмен. Замедления в данном случае недопустимы, так как произойдет потеря логической связи. Здесь стоит отметить, что возможно возникновение непредвиденных действий по окончанию преднамеренной пробы. К примеру, если Вы используете пищевой стимул в виде сладостей, то по успешному окончанию пробы ребенок может захотеть пить. В этой ситуации также нужно обязательно использовать метод обмена. Тем не менее нельзя разбавлять одну пробу другой. Они должны идти последовательно.

Примеры спонтанного взаимодействия и ошибки родителей
- Мама, находясь дома вместе с ребенком, увидела его пристальный взгляд на яблоки. Она достает папку с карточками и осуществляет пробу для обмена на них. При этом папа, к примеру, выступает в роли помощника.
- Находясь в гостях у бабушки ребенок изъявил желание погладить кошку. Мама немедленно зовет бабушку и наделяет ее в этой ситуации ролью контактёра, становясь помощником.
- Гуляя на площадке, мама заметила стремление ребенка воспользоваться каким-либо сооружением для детского досуга (качели, горки, карусели). В этот момент мама может попросить даже свою подругу произвести контакт, если к ней имеется положительное расположение.
Следует учесть, что не все желания можно прикреплять обменом на карточки из-за специфики системы. Допустим, первый пример с яблоками не осуществим в магазине. Если ребенок с РАС увидел пищевой стимул и обменял его на карточку, он должен мгновенно получить его. Если он захочет его сразу съесть, то мы не можем препятствовать этому. Таким образом, неправильная оценка ситуации родителем может привести к формированию негативного отношения к процессу использования карточек.
Если Вы видите, что ребенок проявляет самостоятельную инициативу, чтобы воспользоваться теми же качелями или горкой на детской площадке, то надо поддержать это стремление и сопроводить его устной похвалой (умеренной и естественной). Не нужно бежать за ребенком с карточками и не пускать его до тех пор, пока он не выдаст Вам нужную картинку.
Вопросы и рекомендации
Последующее обсуждение подразумевает рассмотрение порядка использования карточек и часто задаваемые вопросы родителей. Возьмите их на заметку.
Если возникают сложности из-за речевой специфики
Помните, что проявление интереса к какому-либо предмету и даже прямое высказывание желания может быть совершенно различным. Это может быть и продолжительный взгляд на предмет или прямое высказывание (опять же исходя из логопедических способностей ребенка). Вы знаете, своего ребенка гораздо лучше любого педагога и можете правильно оценить издаваемые им звуки или интерпретировать позы тела. Если это вызывает трудности, то в процессе текущего пристального наблюдения за ребенком у Вас появятся новые и столь нужные знания о нем (это еще один безусловный плюс системы).
Для того, чтобы не разочароваться в системе, родителям следует понимать цель обучения. В первую очередь карточки используется для получения навыка целенаправленного общения в любой форме (вербальной или невербальной). Они не ставят перед собой цель развития речевых навыков. Для этого действительно происходит совмещение с дополнительными навыками произношения, когда родитель постоянно произносит название передаваемых ребенку предметов в обмен на карточку. Но для полноценного развития логопедических способностей необходимо узконаправленное обучение.
В какой момент нужно прекращать использовать определенную карточку ПЕКС
Карточка изымается из папки в тот момент, когда ребенок с РАС полностью освоил нужное действие. Когда он не просится на качели или просто смотрит на них с желанием покататься, а садится и осуществляет раскачивания (здесь в силу возраста даже дети без РАС могут не уметь осуществлять раскачивания, поэтому следует правильно оценивать ситуацию). Если ребенок проявил инициативу и совершил полноценное действие с учетом возможностей в его возрастной категории, то не стоит тянуть его назад в своем развитии. Когда вы убедились, что навык освоен полностью, можно убрать карточку из папки.
Как облегчить процесс использования карточек ПЕКС
Для облегчения использования карточек, можно разбить их на категории в самой папке. Однако, необходимо делать это с осторожностью и в первую очередь с учётом возможностей ребенка по их поиску и использованию. Можно продублировать папки и разложить их в каждом помещении на видное и доступное для всех место.
С чего начинать ввод системы PECS, если наблюдаются навыки второго этапа
У Вашего ребенка, исходя степени функциональности аутизма, а также возраста и соответственно присвоенных ему навыков, могут иметься способности по различению изображений на карточках. В нашу же задачу на первом этапе входит научить его использовать сами карточки для совершения обмена, не опираясь на изображенный рисунок. Здесь нам важно приобретение непосредственного навыка обмена и получения нужного подкрепляющего стимула за выполненные действия. Поэтому мы начинаем ввод системы в стандартном режиме.
Чтобы он не путался, можно использовать пустую карточку (так не будет происходить сопоставления изображения с реальным предметом и путаницы в дальнейшем) или выбрать одну постоянную карточку для обмена на первом этапе. В дальнейшем, благодаря уже имеющимся навыкам, нам придется затрачивать меньше времени на этапе развития навыка различения изображений.