Различие карточек PECS для общения детей РАС облегчая процесс социальной адаптации

Все этапы обучения по системе PECS объясняют причинно-следственные связи процесса общения и наполняют его смыслом за счет присутствия желаемых объектов. Со временем и участвующие в общении люди становятся для ребенка значимыми посредниками для их получения, что облегчает процесс социальной адаптации. Различие карточек PECS для общения выступает основой третьего этапа.

Различие карточек PECS: пройденный путь и приобретенные навыки

Проведя обучение на первых двух этапах, родители уже имеют представление о длительности каждого из них. При появлении плодов первых и долгих усилий, родители перестают бояться некой схематичности поведения в системе.

На самом деле схематичность действий свойственна и здоровым детям. Они усваивают ее самостоятельно. Не спешите наделять схематичность отрицательным свойством системы PECS.

Различие карточек PECS
Карточки ПЕКС

После того как мы на первых двух этапах усвоили вместе с ребенком: суть проб в происходящем обмене с участием разных людей (взрослых и сверстников), пошаговость действий в пробах, необходимость проявления самостоятельных усилий в пробах, а также терпение и концентрацию на желаемом предмете, мы можем внести следующее немаловажное усложнение задачи по обмену. Им выступает правильный выбор картинки. Теперь мы не проводим каждую пробу с применением «безликой карточки», просто символизирующей обмен. Мы начинаем постоянно менять их в соответствии с используемыми подкрепляющими стимулами. Малыш будет привыкать к использованию разных изображений и сопоставлять их с правильными предметами.

Когда отработанных картинок становится около десятка, можно начинать их комплектовать, то есть использовать попарно.

Важность различия карточек PECS для общения

Сопоставление картинки с желаемым предметом важно для расширения возможностей по их использованию. Полное владение набором изображений и умение различать их все, а также постоянное расширение данного ассортимента позволит в дальнейшем использовать их спонтанно и полноценно отражать желаемое в разные моменты. То есть не в рамках проб с заготовленным набором подкрепляющих стимулов и одной или несколькими нужными карточками. По итогу мы стремимся к следующей картине: при появлении спонтанного желания ребенок может самостоятельно взять альбом, выбрать нужное изображение и подойти вне занятия к родителю или иному человеку для получения желаемого. При этом ему может понадобиться настойчивость и терпение, обучение которым осуществляется параллельно.

Мы занимаемся не только присвоением навыков переговоров ребенка с нами. Цель системы шире и глубже. Поскольку общение помогает здоровому человеку с рождения правильно проходить социализацию, мы проходим этот этап несколько утрировано и с опорой на иной возраст и способности (а также специфику развития) нашего малыша. Мы стремимся в конечном итоге к бытовой и социальной адаптации, к возможности самостоятельного пребывания в социуме и использования своих навыков для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Различие карточек PECS
Ребенок рисует

Обучение различию карточек PECS

Итак, после того, как мы убедились в полноценном освоении задач предыдущих этапов, можно переходить к различению изображений на картинках и их сопоставлению с реальными предметами.

На этом этапе мы понимаем определение подкрепляющего стимула, каковы эффективные стимулы в нашем случае и как они выстраиваются в иерархию. Мы своевременно проводим их оценку для выявления новых и утрачиваемых свою значимость.

Обучение в рамках проб

Для начала лучше проводить привычные пробы в привычных локациях, усложняя задачу постепенно.

При этом мы используем две карточки, одна из которых будет соответствовать желаемому предмету в рамках занятия, а вторая нет. Вторая из них может также отображать «хороший» предмет, но быть ниже в иерархии ценностей. Однако, лучшим вариантом будет использование двух карточек кардинально отличных по оценке. Выбор изображения нежелательной вещи хорошо отображает неспособность к правильному восприятию изображения. Использование примерно равных по ценности стимулов не очень эффективно и путает ребенка с РАС.

Картинки могут располагаться на столе, на специальной доске или прикрепляться к обложке альбома. Необходимо менять их расположение в разных участках стола, доски и обложки, чтобы исключить простого угадывания.

Когда навык различения между двумя экземплярами будет отработан, необходимо постепенно увеличивать их количество.

Общение вне выстроенных проб

Мы постоянно стремимся к расширению нашего поля действий и используем различные локации, чтоб приблизить раскрытие навыков в социально приближенной к реальности обстановке. Мы применяем принципы PECS в любой удобный для нас момент, развивая спонтанность как важный и дополнительный навык. К третьему этапу мы уже отошли от проб исключительно в форме беседы друг напротив друга.

После привыкания к процессу обучения нового навыка, мы можем использовать две и более карточек вне дома. Для этого можно разбить их на блоки: «на детской площадке», «в гостях у бабушки», «в магазине» и т.д. Если ребенок может осуществлять выбор между двумя-тремя экземплярами, взрослому будет легко достать нужный из сформированного блока. При этом карточка противодействия может быть подготовлена заранее. Если же выработан навык различения среди большего количества экземпляров, то можно просто открыть нужный блок.

Со временем необходимо отдельно обучать полноценному пользованию альбомом. Самостоятельно открывать его и листать страницы. Этот процесс может быть параллельным. Взрослый открывает альбом и показывает, как им можно пользоваться, затем откладывает его. Ребенок может заинтересоваться альбомом вне пробы. Либо же в рамках пробы родитель помещает нужные карточки в альбом и показывает их расположение, затем закрывает. Для получения желаемого стимула малышу необходимо повторить эти действия.

Различие карточек PECS
Обучение навыку — различие предметов

Порядок обучения навыку различения карточек PECS

Какова правильная последовательность обмена? Приобретение навыка различения сопровождается утрированным социальным поощрением в виде устной похвалы родителя, которое предшествует передаче основного стимула. В процессе выбора правильной карточки, взрослому следует своевременно выбирать момент для высказывания устного поощрения.

То есть правильная последовательность пробы, будет следующей:

  • Внимание ребенка привлекается желаемым предметом.
  • Перед нашим учеником находится две карточки, на одной из которых изображен используемый для этого занятия стимул.
  • Он тянется к нужной / правильной / и как только касается ее, родителю необходимо мгновенно похвалить его в устной форме. В достаточно эмоциональной форме для привлечения к этому его внимания, но без перебора. Реакции должны быть все же естественны, так как параллельно мы учим и проявлению человеческих эмоций (это еще один дополнительный и полезный навык).
  • После взятия и предоставления картинки родителю, осуществляется обмен на изначальный стимул.

В конце делается перерыв, чтобы дать время на игру или поедание полученного предмета.

Различие карточек PECS
Выбор предметов ребенком

Неправильное выполнение пробы и исправление ошибок различия карточек PECS

Проба может быть выполнена неправильно со стороны родителя и ребенка. В первом случае задержка с устной похвалой и ее озвучивание на этапе передачи карточки взрослому не прививает ему нового навыка. Родитель одобряет по-прежнему лишь привычное совершение обмена, а не факт различения изображений. Ошибка не считается грубой и ломающей последовательность, так как мы лишь закрепляем наработанный прежде навык. Тем не менее стоит повторить пробу с теми же атрибутами, правильно выбрав момент для похвалы.

Неправильный выбор является для нас нежелательным, но выступает частью процесса обучения. Необходимо просто отдать ребенку нежелательный предмет, соответствующий изображению. При этом он может высказать недовольство или вовсе начать истерику. Стоит понять, что для нас этот опыт также важен. Ребенок должен прийти к пониманию причинно-следственных связей обмена. Далее мы стараемся осуществить обмен правильно, дождавшись передачи нужной карточки.

Исправление ошибок на третьем этапе осуществляется при помощи четырехшагового способа.

Четырехшаговый способ исправления ошибок

Проба осуществляется в следующей последовательности: демонстрация (или модель), помощь (или подсказка), переключение, повторение.

То есть принцип действий следующий:

Если мы привлекаем внимание ребенка к желаемому предмету и предлагаем на выбор две карточки, а он делает неправильный выбор, то отдаем ему соответствующий и нежелательный предмет.

Далее привлеките внимание к правильному предмету и исправьте ошибку:

  • Смоделируйте или иначе покажите пальцем на правильную карточку.
  • Подскажите, что нужно делать. Для этого поднесите открытую ладонь (как символ готовности принять картинку) со стороны правильного изображения.
  • Когда ребенок отдает правильную карточку, восторженно похвалите его, но не отдавайте предмет, переключите его внимание. Для этого используйте простые просьбы и задания, привычные для ребенка.
  • Повторите пробу сначала: заинтересуйте предметом, предложите картинки на выбор. Теперь он должен выбрать правильную карточку самостоятельно, а Вы похвалите его в этот момент. Затем отдайте желаемый предмет.

Мы не можем просто отдать предмет ребенку после модели и подсказки. Переключение внимания нужно нам для оценки адекватного понимания правильности выбора. Это исключает вероятность повторения неправильной последовательности в следующей пробе, когда ребенок будет просто ожидать подсказок и передачи предмета без самостоятельных действий.

Примеры для переключения:

  • просьба выполнить короткое задание: прикоснись к своему носу, похлопай в ладоши, помаши рукой и др.;
  • показать что-либо в окне или окружающей обстановке для отвлечения внимания;
  • случайно уроните карандаш или ручку и попросите ребенка поднять.

Различие карточек PECS для общения

Что дальше?

Со временем при предъявлении правильной карточки, родитель начинает отдавать (протягивает самостоятельно) ее со словами «Молодец, возьми». Далее процесс передачи карточки сопровождается словами родителя: «Молодец, возьми» без протягивания. Если в этот момент ребенок берет иной предмет, не соответствующий изначальной картинке, то возникают сомнения в правильности его самостоятельного изначального выбора и в нашей оценке подкрепляющих стимулов. Проведите оценку еще раз. Возможно, приоритеты ребенка поменялись. Ведь, когда он слышит «возьми», вряд ли он будет тянуться к нежеланному предмету. При этом важно не озвучивать название предмета, чтобы исключить простого повторения действиями высказанных родителем слов.

Различие карточек PECS
Карточки ПЕКС

В рамках пробы необходимо провести четырехшаговое исправление возникшей ошибки с моделью и подсказкой уже на правильной карточке.

Далее нам и вовсе необходимо постепенно уходить от схемы с использованием визуального стимула, к которому привлекается внимание ребенка. Мы учим его формировать в сознании самостоятельные желания без прямых зацепок за визуальную обстановку. Он должен научиться высказывать просьбы и спонтанно комментировать происходящие события.

Для этого мы:

  • постепенно отдаляем предметы от ученика в пространстве;
  • прячем предмет сразу же после того как ребенок получил его после просьбы и воспользовался им (он тут же просит его, несмотря на то, что не видит);
  • учим ребенка отвечать на вопрос «Хочешь это?» при указании нами на какое-либо изображение;
  • постепенно увеличиваем значимость устного поощрения перед материальным.

Кроме того, необходимо вводить разнообразные дополнительные инструкции, усложняющиеся постепенно. Это позволит в дальнейшем использовать схемы действий и расписания дня.

Вопросы родителей

Вопросы родителей на третьем этапе касаются причин, связанных с проблемами при проведении обучения и способов их решения.

Почему у ребенка с РАС пропало желание «сотрудничать»

  • Ваш малыш просто устал физически или эмоционально от конкретной пробы. В неудачный момент очередного повтора пробы можно попытаться поменять желанный объект (подкрепляющий стимул) или завершить процесс обучения. Помните, что мы ищем любые моменты для проведения пробы, поэтому у нас имеется масса возможностей для использования системы.
  • Вы используете недостаточно эффективный отрицательный объект с соответствующей картинкой. Он не побуждает к дальнейшему совершению правильных действий для получения желанного стимула.
  • Вы многого требуете. Когда Вы вводите навык различения, необходимо ослабить развитие навыков предыдущих этапов. То есть преодоление расстояния и проявление настойчивости будут вводиться постепенно при овладении навыком различения.
  • Из-за проблем с визуальным восприятием ребенку сложно найти отличия в изображении. Изображения на карточке могут быть примерно одного размера, контраста, цветовой гаммы, насыщенности цветов (зачастую эта проблема возникает при использовании покупных наборов). Несмотря на отражение на них разных объектов, человеку с аутизмом может быть сложно различить их. Либо же сами объекты имеют изначально схожие характеристики.

Чем мы можем помочь ребенку с РАС для различения им карточек ПЕКС

  • В начале следует подбирать максимально различные предметы.
  • Обратите внимание на свойства и характеристики карточек. Делать отображения предметов на карточке нужно различными способами: при помощи фото, используя подходящие фантики и обертки, различные маркеры или карандаши. При самостоятельной распечатке картинок мы можем выставить настройки контраста и яркости изображения. При этом настройки и в целом характеристики изображений могут постепенно выравниваться в процессе обучения и приобретения навыков. Вы можете использовать разницу в размерах карточек.
  • Карточки можно выставлять в непосредственной близости от предмета для их сопоставления. При этом возникает сложность: наш ученик может просто подойти и взять нужный ему стимулирующий предмет. Неплохим вариантом будет помещение предметов в прозрачные контейнеры и расположением изображений непосредственно на них. Со временем контейнер может отдаляться и становиться менее прозрачным.
  • Помещайте карточки вдали друг от друга, чтобы ребенок не терялся в попытках поиска отличий, переключая взгляд туда и обратно. Размещение картинок на разных концах стола (или вовсе на разных поверхностях) позволит более вдумчиво оценить их отдельно друг от друга.

Различия карточек PECS для общения должно достигаться при помощи приемлемых именно для Вашего случая способов.

Список использованной литературы:

  1. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм», Москва 1989г.
  2. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1985г.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., «Аутичный ребенок: пути помощи»
  4. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ.-М.: АРКТИ, 2008.
  5. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. — М. — Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
  6. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевиерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, — СПб. :ХОКА, 2007 — ч.1: Темная сенсорная комната.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимаю на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, конфиденциальность.