Как осуществлять общение с детьми РАС наиболее эффективно с нормами развития

Вопрос о том, как осуществлять общение с детьми РАС стоит наравне с выстраиванием линии их коррекционного обучения. Именно родители, находящиеся с ребенком постоянно и знающие его навыки и таланты, должны полностью погрузиться в эти процессы. Таким образом, адаптация и социализация будут происходить наиболее эффективно.

Общение с детьми РАС: общая характеристика коммуникативных отклонений

Ответ на вопрос «как лучше понимать родителям ребенка с РАС» подразумевает понимание базовых причин возникновения этих нарушений, а также выявление фактических речевых и коммуникационных отклонений при сравнении со среднестатистическими нормами развития.

Как осуществлять общение с детьми РАС
Общение с детьми

Общение с детьми РАС: причины и специфика нарушений

Исходя из характеристики данного заболевания, родителям необходимо понимать, что оно имеет биологический характер и поддается корректировке. Нам придется работать с иным восприятием мира, возникшим в результате некой физиологической поломки. Врожденных речевых отклонений в данном случае не наблюдается, а коммуникативные нарушения объясняются невозможностью полноценно понять их смысл.

С того момента, когда младенцы начинают отчетливо различать звуки и у них появляется визуальное восприятие, они активно изучают окружающий мир. Главным посредником этого процесса является родитель, который не только может дать или поднести к желаемому объекту, но и неосознанно дает уроки по взаимодействию и речи. Неудивительно, что у детей, находящихся на попечении государства в домах малюток, зачастую наблюдаются задержки в сфере речи и осознания норм взаимодействия. Важным этапом обучения, к которому врожденно предрасположены здоровые дети, является соотнесение эмоций родителя с их смысловой нагрузкой – то есть мама радуется — мама улыбается, мама огорчена — мама плачет и т.д., а также подражание эмоциям, мимике, жестам и издаваемыми родителями звукам. В том числе их интересует данный процесс из-за искреннего поощрения, которое они получают от гордых родителей.

Именно отсутствие ответных эмоций и подражания, на которые не способны дети с РАС в силу физиологического расстройства, служит предупреждением для родителей об имеющихся нарушениях. При этом поощрение для ребенка с PAC не является стимулом к взаимодействию, сопровождающемуся речью.

Выявление нарушений с помощью сравнительного анализа

В первые месяцы жизни отклонения выражаются в отсутствии улыбок и элементарного гуления. После 6 месяцев, когда у здорового ребенка более активно начинает развиваться речь и в дальнейшем она приобретает смысловые формы или преследует определенные цели, у малыша с нарушениями аутистического спектра может быть выявлена задержка. Преднамеренная, хоть и не полностью осознаваемая речь, к 8-10 месяцем жизни отсутствует. В этот же период выделяется отсутствие ответных реакций, указующих жестов, самого желания получить от родителей пояснение о происходящих вокруг вещах и событиях.

Дальнейшее коммуникативное развитие, по мнению разных специалистов, должно происходить так или иначе с наращиванием количества и качества взаимодействия. Если в возрасте одного года ребенок может поддерживать простое общение с помощью отдельных коротких слов, состоящих из 4-5 букв, то к возрасту двух лет от него ожидается знание слов в количестве от 50 до 100, а также смысловая связка этих слов в простые предложения.

Как осуществлять общение с детьми РАС
Общение с детьми

В возрасте 3 лет коммуникативные и речевые навыки позволяют здоровым детям спонтанно вступать в преднамеренное общение с использованием более четких словесных конструкций, при возникновении повода или просто исходя из своих желаний. В этот же момент подражание родителям более осознанно начинает распространяться на сферу социально-бытового обслуживания. Дети усваивают нормы поведения, сопровождая взрослых на улице, в магазине, в гостях, помогая в домашних делах. Так, подражая маме, они желают сами расплатиться на кассе за покупки или берут в руки пылесос, который она достала для уборки. В эти моменты малыш обретает и свою самостоятельность, а также получает одобрение со стороны близких за старания. Таким образом, происходит усвоение социально значимых норм при наличии приятной мотивации и коммуникативных навыков. У детей с РАС наблюдается отсутствие данного процесса развития.

Общение с детьми РАС: последствия нарушений

Стоит уточнить, что именно в трехлетнем возрасте происходит более точная постановка диагноза. Так как до этого момента имеющиеся нарушения можно предположительно отнести к аутистическому спектру. В отдельные моменты, данные задержки могут являться спецификой естественного развития в конкретном случае либо последствием иных нарушений.

При фактическом аутизме перечисленные ранее дефекты развиваются в невозможность осознания чувств и мыслей других людей, которые представляются идентичными тем, что испытывает человек с РАС сам в данный момент. Понимание того, что другой человек думает иначе, отсутствует. В дальнейшем сам факт инакомыслия может быть принят, но понимание и предугадывание того, что другой человек может почувствовать или подумать в тот или иной момент отсутствует. Кроме того, неявные смысловые нагрузки речи, выражающиеся в мимике и жестах или двойных смыслах выражений, также не воспринимаются подросшими детьми с PAC.

В результате в человеке может развиться искреннее желание общаться при незнании норм взаимодействия либо он полностью отстраняется от общения, которое не несет для него никакой смысловой нагрузки.
Как осуществлять общение с детьми РАС
Семья — родители наблюдают за ребенком

Как осуществлять общение с детьми РАС

После проведенной профильной диагностики, в том числе при помощи непосредственного наблюдения родителей встает вопрос о том, как осуществлять общение с детьми РАС.

Порядок коммуникации

Порой родителям хочется оградить ребенка с PAC от тяжелых моментов в этом сложном для них мире. Тем не менее для нормальной жизнедеятельности следует заняться именно адаптацией к ним. Делать это нужно обдуманно и пошагово, прикладывая максимум усилий и все возможное время. Следует мягко и целенаправленно идти к развитию необходимых навыков, нарушение которых было выявлено на этапе диагностики.

Специфика общения с такими детьми, как указывалось ранее, состоит в неотрывно сопровождающемся процессе их обучения: развитие сферы эмоций и воображения, навыков социального и бытового обслуживания через общение с мамой и папой как посредником.

Обратите внимание на три составляющих момента беспрерывного общения-обучения:

  • Наши знания о выявленных нарушениях и способностях ребенка, о его пристрастиях. А также понимание того, что они поддаются корректировке в случае усиленной работы.
  • Планирование общения-обучения для усвоения норм взаимодействия и развитие возможности спонтанного, но приемлемого обращения ребенка к другому человеку. Мы настраиваемся на ожидание общения, исходящего от ребенка, а не упрощаем ему все жизненные задачи.
  • Организация взаимодействия, важным моментом которого является создание мотивирующего эффекта для возникновения у ребенка желания общаться добровольно, спонтанно и самостоятельно.
Как осуществлять общение с детьми РАС
Общение с ребенком

Специфика взаимодействия

Доверительное отношение ребенка к родителю, а также знание его предпочтений является уже большим плюсом для развития нужных навыков общения. Несмотря на возможную холодность ребенка, доверительное отношение имеет место, так как присутствие родителя, даже неактивное, является привычным.

Любое обучение должно опираться на индивидуальные характеристики самого ребенка, но некоторые рекомендации применяются в большинстве случаев:

  • Зачастую схематичность и упорядоченность помогает в обучении таких детей, но она также должна иметь умеренный характер. Наглядные картинки и схемы, возможно, не должны быть вызывающими и яркими, если наблюдается повышенная сенсорная чувствительность. Они должны направлять ребенка и помогать ему, но не делать его своим заложником.
  • По причине отвлекающего эффекта в комнате не должно находиться множество предметов и игрушек, яркого и разнообразного цветового наполнения.
  • Пространство лучше поделить на конкретные зоны, в которых происходят разные процессы обучения в конкретном порядке. Этот прием поможет снизить тревожность.

Не стоит пугаться схематичности. На самом деле каждый наш день также состоит из множества последовательных действий, ставших для нас привычными и незаметными. Мы просыпаемся в определенное время, затем идем чистить зубы, завтракать и собираться, мы выходим на учебу или на работу в определенные часы и минуты. Стереотипность составляет огромную часть жизни и здорового человека. Единственным нюансом в работе с детьми из рассматриваемого спектра является то, что нам необходимо подстроить данную приверженность к порядку для соблюдения социальных и бытовых норм и постепенно ввести в нее элементы эмоциональности, чувственности и спонтанности.

Натуральное обучение

Итак, в условиях стандартизации деятельности необходимо ожидать общения, исходящего от самого ребенка, создавая для этого мотивирующий эффект или «коммуникативный соблазн».

Одним словом, у ребенка должен возникнуть интерес. Проще всего использовать для этого его любимые или привычные вещи. Это так называемое случайное/эпизодическое обучение или «Натуральное обучение». При этом можно использовать как заранее подготовленные ситуации, так и внезапно возникающий у ребенка интерес к чему-либо в течение дня. Да необходимо улавливать каждый взгляд ребенка на желаемый объект, чтобы подойти к нему и предложить использовать его.

Пример подготовительных ситуаций:

  • При наступлении времени для обучения ребенок садится на привычное для этого место и не обнаруживает на столе необходимые материалы. Теперь они лежат неподалеку на видном, но недоступном физически для ребенка месте.
  • Используя любимую еду или лакомство, можно также положить ее на видное, но недоступное место (полка или контейнер с закрытой крышкой прямо перед ребенком); разыграть сцену с участием второго родителя, когда все трое находятся вместе: папа высказывает просьбу и получает от мамы то самое лакомство.
  • Используя любимые нестационарные игры, нужно воспользоваться ими и передать ребенку: заведение механических игрушек, надувание мыльных пузырей и т.д. Это можно делать ненавязчиво и даже молча, ожидая от него повторения. Здесь могут также использоваться сборные игрушки. К примеру, из любимого конструктора может быть убрано несколько деталей для того, чтобы ребенок обратился с данной проблемой ко взрослому, а тот помог бы решить ее.
Так мы мотивируем ребенка высказать просьбу для получения желаемого либо показываем пример использования предметов, способствуя организации совместной деятельности.

Работа с речевыми навыками

Стоит понимать, что просьба, возможно, не будет выражена полноценно, но необходимо радоваться малейшему проявлению спонтанности и коммуникации. Инициатива может быть проявлена вербально как целым словом, так и отдельным звуком.

Для развития речевых навыков каждое действие, направленное на предметы должно сопровождаться не просто помощью в его получении, но и озвучиванием названия родителем по слогам. В этот момент мы ожидаем услышать от ребенка повторения хотя бы одного из слогов. Не беда, если он начнет делать это спустя какое-то время. Данная процедура должна повторяться из раза в раз относительно всех предметов, наращивая количество озвучиваемых ребенком слогов.

К данным методикам могут добавляться иные способы обучения. В том числе известная система коммуникативного обмена карточками PECS может облегчить процесс общения или просьбы ребенка. Она широко известна для развития речи при работе с детьми из спектра.
Также используя спонтанно возникшую ситуацию с недовольством ребенка при отсутствии необходимого ему предмета, можно попросить дать Вам карточку с его изображением. За каждым подобным действием должно следовать поощрение. Даже маленький, но новый подвиг должен сопровождаться хвалой отца или матери.

Заключение

Естественно, все необходимые действия со временем должны усложняться, а их количество увеличиваться. Главное помнить, что это должно происходить малыми шагами и последовательно. Играя в тот же конструктор, можно постепенно добавлять к нему все новые детали или усложнять фигуру, которую Вы собираете вместе из специального пазла.

У многих родителей опускаются руки, если не происходит желаемого развития и в этот момент начинается поиск стимула для дальнейшего обучения ребенка с РАС. Это достаточно стрессовая ситуация для каждого взрослого. Стоит понимать, что даже родители здоровых детей порой испытывают огромную психологическую нагрузку. Адаптация и социализация Вашего ребенка дает возможность нормальной жизнедеятельности в дальнейшем как ему самому, так и семье в целом. Именно терпеливо соблюдаемая последовательность действий с небольшими ухищрениями поможет Вам в этом.

Список использованной литературы:

  1. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р. и др. «Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм», Москва 1989г.
  2. Лебединский В.В. «Нарушения психического развития у детей» Москва 1985г.
  3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., «Аутичный ребенок: пути помощи»
  4. Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ.-М.: АРКТИ, 2008.
  5. Коррекционно-развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. — М. — Ярославль: Центр «Ресурс», 2002.
  6. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под общей ред. В.Л. Жевиерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой, — СПб. :ХОКА, 2007 — ч.1: Темная сенсорная комната.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимаю на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, конфиденциальность.