Карманные деньги! Ответ на вопрос, давать или не давать ребенку карманные деньги, является актуальным в наши дни. Конечно, надо обучать детей распоряжаться финансами. Другое дело, в каком возрасте можно доверять и какие суммы. Это зависит от многих факторов, прежде всего от характера ребенка и возможности семьи.
Дать небольшую сумму смышленому подростку, который потратит, по мнению папы, на нечто важное и необходимое, это нормально.
Но доверить крупную для ограниченного бюджета сумму человечку, который не способен еще принимать адекватных решений, когда необдуманные потери могут поставить семью в затруднительно положение, это неразумно.
И винить надо не свое чадо, совершившего растрату, а родителя, который допустил эту ситуацию. Ведь одна и та же сумма может быть равна обычным походом в кафе с подружками, или быть бюджетом на день на всю семью.
Правила и принципы карманных денег для ребенка
Поэтому однозначных рекомендаций быть не может.
Но есть некоторые общие для всех принципы:
- Деньги даются на определенные расходы (не на питание, одежду, а на личные детские потребности);
- Сохраняется право родителей контролировать, на что они тратятся;
- Важно, если выдается фиксированная сумма на определенный срок (неделя, месяц);
- Сумма зависит от доходов семьи и может меняться в меньшую сторону, если в семье возникают финансовые сложности, чтобы ребенок учился их разделять вместе;
- Выданные наличные нельзя забирать обратно без веских оснований;
- Нельзя платить за полезную работу и помощь по дому;
- Можно брать взаймы у чада с обязательным возвращением; причем проценты платить не стоит. Но можно поощрить помощь по дому, подарком или денежной премией, но акцентировать, что это благодарность, а не прибыль от ссудной деятельности.
Карманные деньги для ребенка: зачем нужно знать
Основная идея в том, чтобы дети приучались распоряжаться собственными деньгами, учились копить и планировать расходы в течение времени, понимали, как легко деньги уходят и как медленно поступают вновь.
Но не надо полностью заменять семейные отношения рыночными, не надо наказывать ребенка штрафами или прекращением выплат (за исключением особых случаев). Вообще денежный вопрос должен стоять чуть в стороне от воспитания. Хотя он и имеет к нему непосредственное отношение.
Когда начинать давать наличность на карманные расходы ребенку
- Несколько монеток можно давать еще маленькому малышу (5 лет), помочь купить что-то в магазине. Объяснить, что такое деньги и зачем они нам нужны, как они зарабатываются. Почему нельзя тратить сразу все. За что еще надо платить (еда, одежда, телефон, медицинские услуги, поездки и развлечения, мультики). Пояснять, что мама и папа знают, куда и сколько надо заплатить, чтобы всем хватило.
- Первокласснику уже придется выдавать наличность на еду в школе. Хотя она обычно организована учителями, все же иметь некоторую сумму денег на вкусности надо. Если ребенку приходится ездить в школу, то деньги на транспорт тоже будут нужны.
- Малышам (лет до 10, а кому-то и больше) надо объяснять, что эта сумма на автобус, другая на еду, а остальное на прочее. Или даже размещать эти деньги отдельно, чтобы не получилось так, что ребенок потратил почти все на забавы, а потом ему не хватило на обратную дорогу до дома.
Именно карманные деньги можно начинать давать тогда, когда ребенок умеет хорошо считать, ориентируется в ценах, социально адаптирован. Как правило, это возраст 10 лет (+/- 1 год).
Финансовый период для ребенка
- На первых порах лучше выдавать не большую наличность на неделю. Так ребенку легче ориентироваться по времени.
- Выдавать в определенный день, который можно в шутку называть днем зарплаты, это может быть понедельник, пятница или воскресенье.
- Первую выдачу привязать к какому-то событию, как бы обыгрывая обряд инициации, когда ребенок переходит в мир взрослых. 1 сентября, 1 января, день рождения, или наоборот начало очередных летних каникул – вот хорошие даты для старта.
Наличие у ребенка карманных денег не означает, что теперь он все должен покупать сам. Какие-то дорогие, но достойные вещи надо помочь приобрести. Дайте чаду немного времени накопить, проявить выдержку и хозяйственность, а потом добавьте. Речь идет только о вещах для развлечений и хобби, основное содержание нельзя перекладывать на ребенка.
Карманные деньги для ребенка: инфляция и не только
В более старшем возрасте, конечно, количество денег растет. Изменяется и область расходов. Старшеклассники вполне сами уже могут покупать себе канцелярские принадлежности, подарки друзьям и родственникам на праздники. Но родители должны контролировать, на что тратятся средства, не теряет ли их ребенок, не отнимают ли их у него.
При крупных покупках желательно присутствовать, даже если ребенок платит сам. В этом нет ничего унизительного, ведь даже взрослые берут с собой кого-то при дорогостоящих приобретениях.
Эти «игры» с финансами подготовят юного гражданина к взрослой жизни, бережному и хозяйственному отношению к деньгам.
По моему мнению, краеугольный вопрос задет недостаточно. Практически все упирается в доходы семьи. Когда одни родились с «серебряной ложкой», другие еле сводят концы с концами. Какие карманные, если за неделю до зарплаты уже проблемы с тем, чтобы продуктов купить. например? И совсем другое дело, если доходы семьи гораздо выше среднего. Принципы воспитания в целом описаны правильно, но все-таки ребенок — частица семьи и деньги получает именно в семье, а значит в вопросе воспитательной программы в первую очередь стоит от доходов родителей.
В детстве всегда завидовала тем детям, у которых было много карманных денег. Мне столько не давали. Причина была не в финансовых затруднениях нашей семьи, а в бережном отношении к деньгам. Это я поняла во взрослом возрасте. Другие дети тратили свои деньги на ненужные мелочи. У многих это вошло в привычку и во взрослом возрасте. Сегодня такие люди являются постоянными потребителями кредитов и краткосрочных займов, потому что не могут правильно распорядиться своими доходами. Карманные деньги, расход которых не контролируется родителями, могут только навредить.
А я хочу написать немного о другом. Мои соседи платили своему сыну за то, что он дома занимается музыкой. Это очень подвижный ребёнок, его всегда тянуло во двор, а музыкальные способности были уникальными. Очень трудно было усадить его за пианино, родители давали ему-надеюсь, спустя 15 лет можно раскрыть чужой секрет-сумму, равную стоимости мороженого за каждый час занятий. Отзанимается 3 часа, получит от бабушки денежки (это она была великим мотиватором)), и бегом на улицу! Сейчас он руководит джазовой группой, которая много выступает; придумал свой стиль в музыке, что-то вроде рока в сочетании с классикой и джазом, сочиняет композиции. Как говорится, победителей не судят!