Влияние мультфильмов на развитие ребенка. Как часто сегодня можно услышать от родителей и бабушек детсадовцев – «Господи, ну и мультики сейчас пошли – одни монстры да трансформеры». Как ни странно, они весьма правы – современная индустрия анимационных фильмов радует хорошим продуктом далеко не каждый раз.
Поэтому, когда малыш в очередной раз командным голосом заводит свое: «Мультики!», не стоит бездумно усаживать его перед телевизором. Найти первый попавшийся детский канал и второпях уйти, чтобы заняться нужными делами.
- Влияние мультфильмов на человеческие качества ребенка
- Какие мультфильмы рекомендуются к просмотру
- Что, лучше не смотреть
- В каком количестве можно показывать мультфильмы ребенку
- Время, которое может смотреть мультфильмы ваш ребенок
- Проблема современных мультфильмов
- Существует ли понятие полезные мультфильмы для ребенка
- Должны ли присутствовать нравственные основы в детских мультфильмах
- Познавательный пласт, который должен быть
- В чем опасность чрезмерного просмотра детьми медиа продукции
- Вредное влияние мультфильмов на развитие ребенка
- Последствия мультфильмов для детей
- Заключение
Влияние мультфильмов на человеческие качества ребенка
Ведь далеко не все из них должным образом влияют на весьма хрупкую психику малыша.
Начнем с того, что ребенок в этом возрасте, словно губка, впитывает все, что видит на экране, пытается повторить в жизни, верит в реальность, которую проецируют режиссеры в мультфильме. Поэтому, если малыш смотрит мультики о сверх героях – ждите, что он захочет вскоре летать, иметь лазерный меч или другие нечеловеческие способности. Никто не говорит, что это плохо, просто стоит быть начеку – а вдруг он возьмет себе в голову, что тоже сможет пройти через стену, разгонится и ушибется.
Начнем с того, что мультфильмы, да и вообще телевизор или видео на компьютере ребенку в день можно смотреть не более полутора часов. Кроме того, это не очень полезно для глаз. Может по-настоящему вырвать малыша из реальности или стать для него вполне реальной зависимостью, без которой он будет капризничать, кричать, плакать, требуя вернуть «мультики».
Если вы, осознали, тогда можно переходит непосредственно к самому перечислению тех мультипликационных фильмов, которые не только не вырвут малыша из реальности, но и будут обучать его таким важным человеческим качествам как:
- Сострадание;
- Внимание к окружающим;
- Доброта;
- Признательность;
- Благодарность;
- Умение действовать рассудительно в сложных ситуациях.
Есть очень много мультиков, построенных на принципе – необходимо разрешить проблему. Их герои попадают в смешные, курьезные ситуации, из которых необходимо выйти достойно. Такой вид мультиков сможет развить у малыша понимание причинно-следственных связей, уверенности в себе, своих силах, взаимопонимание с другими людьми.
Какие мультфильмы рекомендуются к просмотру
3 – 4 года:
- Здесь контекст ребенка в основном семья.
- Различные бытовые правила поведения.
- Жизнь, каких-то животных, растений.
- Модели поведения, усвоение гигиенических правил.
Для этого возраста продолжительность 10 -15 минут.
Интересный факт, очень важно для малышей показывать один и тот же фильм много раз. Они сами это просят, чтобы встретиться со знакомым героем, воспроизвести, что им показали.
Люди старшего поколения, которые утверждают, что советские мультики – бессмертны, абсолютно правы.
Именно эти мультики, отчасти благодаря строжайшей цензуре, практически всегда преследовали цель поучительную:
- Объяснить ребенку разницу между хорошо и плохо;
- Можно или нельзя;
- Преподнести реалии жизни более мягким способом, отчасти даже шутя.
Кто не помнит смешных «Ну, погоди!», где проворный, смекалистый заяц всегда благодаря сноровке все время перехитрил угловатого, но сильного волка. Конечно, кроме таких поучительных мотивов, в этом многосерийном мультике существует ряд странностей, где волк много курит, иногда даже пьет, конечно, такие моменты не смогут научить вашего ребенка ни чему хорошему.
Винни-Пух, нашего производства, что диснеевский – настоящее произведение искусства. Наш учит детей, что нельзя никогда унывать, как это делает ослик, нужно вести активный образ жизни, есть поменьше сладкого, иначе не пролезешь в дверь при необходимости, как тучный медвежонок. Даже маленьких аспектам этикета – на день рождения обязательно нужно приходить только с подарком, чтобы сделать приятно близкому человеку.
«В тридевятом царстве» — вовсе настоящее пособие, каким быть в этом мире не стоит. Весь сюжет крутиться вокруг маленького, но очень ленивого мальчика, принципом которого становится притча — «И так сойдет». Весь мультфильм этот парень, который прыгает от сказки к сказке, пытается обмануть законы природы, общества и получить все легким путем. Но, как говориться, в итоге, не добившись никаких результатов от волшебства, мальчуган понимает, что все нужно делать собственными руками, много учиться. В итоге, он даже замахивается построить настоящий дворец старухе из «Золотой рыбки».
Цикл серий «Простоквашино» нравится взрослым и детям за счет необычного сюжета – в попытках самостоятельности ребенок переезжает в деревушку Простоквашино, где обитает вместе с говорящим, хитрым и хозяйственным котом Матроскиным, верным другом и сотоварищем Шариком. Мультфильм показывает реалии жизни, что нужно заботиться о близких, хозяйстве, чтобы получить доход.
Однако в советском прокате немало было откровенно странных мультфильмов, значение которых понять не так просто. Например «Ежик в тумане», «Пластилиновая ворона» и прочие. Но, как говорится, каждому свое…
Что касается зарубежного проката, то тут точится множество споров. Бесспорно, лидирующее место в списке хороших мультиков заняла компания Уолт Диснея, особенно хороши ее творения девяностых годов: «Бэмби», «Синдерелла», «Синдбад», «Король Лев», «Гуффи», «Чип и Дейл», «Утиные истории». Приятные цвета, натуралистичность, мораль – это есть в качественных мультфильмах, которые сегодня стали классикой.
Приятны к просмотру пресловутый «Спанч Боб», «Даша-путешественница», «Денни Фэнтом», «Джимми Нейтрон» и другие мультфильмы, которые можно увидеть сегодня на Никелодеоне. Настоящий фурор произвел мультфильм производства канала «Аватар, легенда об Аанге, легенда о Корре», по мотивам которого даже снят полноэкранный фильм с многомиллионным бюджетом.
Из современного продукта, стоит обратить внимание «Маша и Медведь», где девочка откровенно выводит из себя могучего, но доброго медведя, который всегда терпит причуды Маши, ведь он горячо ее любит.
«Лунтик», «Фиксики» — достойные рисованные картины для просмотра.
Что, лучше не смотреть
Отсюда вытекает то, что нельзя, где дети ничего не понимают! Где и взрослым, разобраться трудно.
Не стоит демонстрировать ребенку «Футураму», «Симпсонов», «Южный парк». Эта анимация пропагандирует насилие, жестокость, человеческую тупость, наивность. Зачастую это делается сатирично, однако в таком возрасте малыш этого не поймет, будет воспринимать все за чистую монету.
В каком количестве можно показывать мультфильмы ребенку
В раннем возрасте дети прилипают к мелькающим картинкам. Они уже требует получения этого видео ряда. Родители легко уступают им. Дети начинают плакать, кричать, требовать, закатывая истерики. Без этого занятия они уже не могут спать, есть, не могут занять себя. Поэтому маленькое количество очень быстро перерастает — большое.
Эта проблема очень актуальна в настоящие дни, так как большинство родителей сажают своих детей уже 5 – 6 месяцев, как только они научаются сидеть.
Видимость, что ребенок застыл, уставившись в экран телевизора, планшета, компьютера, неотрывно следит за тем, что происходит.
Когда мы смотрим фильм (взрослые люди), наш мозг давно сформирован. Конечно, на нас оказывается влияние, но оно минимальное.
Но когда ребенок смотрит телевизор, его мозг только находиться в активной стадии формирования, развития, роста. Это означает, если он часто и подолгу смотрит быстро мелькающие картинки, то его мозг привыкает, что надо постоянно выделять вещество, чтобы тормозит восприятие.В будущем у такого малыша будет четко сформулирована привычка, не уметь быстро реагировать на то, что быстро происходит вокруг, уже в обычной жизни.
Очень удобно, ребенок моментально замолкает, успокаивается, не требует ни какого внимания к себе. Как бы находиться в безопасности, сидит и смотрит! Такая физическая безопасность таит в себе психологическую угрозу.
Время, которое может смотреть мультфильмы ваш ребенок
На самом деле Всемирная Организация Здравоохранения, не рекомендует смотреть мультфильмы до трех лет.
Тому есть веские основания.
- Когда ребенку год. Желательно время, когда он смотрит телевизор, не превышало 25 минут.
- От 2 до 6 лет. Сохранить тенденцию, два раза в день, когда ваше чадо, что-то смотрит.
В наше время, есть множество различных серий мультфильмов, продолжительностью от 3 до 10 минут. Можно договоритесь с ребенком, что он смотрит несколько серий подряд в первой половине дня, а другую порцию во второй.
Он будет смотреть, их с увлечением. Ему будет, о чем поговорить со своими друзьями в детском саду, на улице, с вами.
Требуется сделать, чтобы серий не было слишком много. Не выработалась на постоянной основе привычка, замедлять восприятие.
Проблема современных мультфильмов
- Они отличаются быстрым темпом;
- Мельканием кадром;
- Потоком событий, не всегда понятным, но быстрым.
Эта скорость завораживает детей, они не могут оторвать взгляда от этого мелькающего потока впечатлений, непрерывного движения – просто не понимают смысла, что происходит.
В фильме должна быть всегда пауза, чтобы понять, немножечко предвидеть, что будет, самому включиться в сюжет. Чем быстрее, ярче фильм, быстрее блокируется, парализуется сама воля, сознание зрителя.
Современный фильм направлен, чтобы привязать, притянуть, парализовать активность зрителя.
Наше подрастающее поколение уставилось в экраны различных устройств, смотрит мультики уже с двух лет.
Это занятие стало для них преобладающим, вытесняет игру, так называемые продуктивные виды деятельности:
- Рисование;
- Сочинение сказок;
- Лепка и т.д.
Все это уходит на периферию, главное внимание привлекает экран.
Детям, привыкшим к этому мельканию, трудно смотреть настоящие художественные произведения, сосредоточится. Они не удерживают хода события. Им кажется, он очень медленный, скучный, занудный. Поэтому, профессиональные современные фильмы для дошкольников скучны, не интересны. Они называют их отстой!
Существует ли понятие полезные мультфильмы для ребенка
Начиная с трех лет можно говорить о некотором позитивном моменте фильмов:
- Расширить мир ребенка (познакомить с природными растениями, сюжетами, событиями), которые не доступны ему в реальной жизни.
- Мультфильм расширяет переживания малыша. Если он включается в события, переживает герою, то соответственно развивается его эмоциональная сфера.Он переживает те эмоции, которые не доступны в повседневной жизни.Самая главная эмоция – эстетическая, переживания чего-то красивого, важного. Возможно, ребенок, это не осознает, но происходит приобщение к эстетике наряду с книжками.
- Модели поведения героев. Персонажи, за которыми наблюдает малыш, совершают разнообразные поступки. Вот эти поступки (если происходит переживание), становятся некоторым образцом.
Представления (как плохо или хорошо), тоже могут, приходит с экрана.
Должны ли присутствовать нравственные основы в детских мультфильмах
Фильм должен быть понятен ребенку.
Причинно-следственная связь о событии понимается в дошкольном возрасте (примерно, 3 – 7 лет), она должна быть открыта.
- Почему это случилось;
- Куда идет герой;
- Чего он ждет;
- Что с ним приключилось?
Познавательный пласт, который должен быть
- Узнаваемые события, понятно, что это сказка, волшебство.
- Открытость сюжета, близость темы для возраста ребенка.
Дети очень чувствительны, они моментально схватывают с экрана, как ведет себя главный герой. Герой должен нести позитивные модели (не обязательно веселые), оправданные и понятные.
В чем опасность чрезмерного просмотра детьми медиа продукции
Зависимость от экрана у многих детей, к сожалению есть. Многих малышей уже надо лечить, так как без этого мультика, они не знают чем себя занять. Игры уже становятся не интересными. Они не любят рисовать, танцевать и т.д. Это уже не любовь, а зависимость! Так как, этот экран блокирует их инициативу, активность.
Создается пассивное состояние, из пустого взгляда. Смотрит, а ничего не остается. Что было, не понятно! Паралич активности, тормозит все! Мне постоянно нужен допинг. Я пассивный, а другие пусть вливают активность.
Вредное влияние мультфильмов на развитие ребенка
Исследования показывают, что просмотр мультфильмов раннего возраста, приводит:
- К нарушению развития мозга;
- Появляются нарушения в эмоционально-волевой сфере ребенка;
- Блокируется развитие речи;
- Формируется гиперактивность, отсутствие концентрации (болезнь нашего времени).
Эти серьезные проблемы связаны с чрезмерным просмотром телевизора, маленькими детьми. Они не могут оторваться от зрелища, так как это притягивает их (эффект гипноза), не понимают, что происходит.
Последствия мультфильмов для детей
- Расторможенность, синдром дефицита внимания. (Половина детей, цифра ужасает).
- Задержка речевого развития. Все нормы по развитию речи, установленные психологами, повсеместно нарушаются. (Очень много детей в 3 – 4 года не говорит, речь примитивная).
- Аутизация – нарушение общения. Очень многие дети не нуждаются в сверстниках, в общении, ни хотят играть.
Заключение
Сказать, что будет в дальнейшем трудно, так как это первое поколение, растущее в условиях современной мультипликации, но они могут быть такими же жестокими, хладнокровными в повседневной жизни, как экранные герои.
Список используемой литературы:
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
- Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
- Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
В советских мультиках был какой-то смысл и какая-то мораль. Читал одну статью, где рассказывалось, что ребенок начинает воспринимать этот мир сначала через образы животных, и вправду, ведь не зря большинство детских мультиков — это говорящие собаки и кошечки. Но раньше эти животные были добрыми, а сейчас есть злые, которые творят всякую ересь — убивают, делают бомбы и подсыпают яд. Конечно же ребенок воспринимает это все за чистую монету. Страшно, какое поколение вырастет на этих мультиках!
Расскажу, с каким горьким опытом столкнулась наша семья. Мультики начали включать ребенку очень рано, сначала было все безобидно, потом у ребенка начала вырабатываться привычка. В 1,2 где-то она уже вела нас к телевизору и вставляла в руки пульт. Признаюсь, оставить ребенка перед телевизором было удобно, и это наше огромное упущение. Через время появились любимые мультики, она начала перебирать и впадать в жесткие истерики, если мы не включали телевизор. Еще через время я увидела реальную разницу между моим ребенком и нашими сверстниками. Моя дочь не говорила, не отзывала на имя, не выполняла просьбы, не знала животных и т.д., зато пыталась подпевать мультикам. Я поняла, какую ошибку мы совершили. Побежали по больницам, диагнозы были ужасающими, я думаю, многие поймут, что нам ставили. Начались занятия, бесконечные прогулки, с детских площадок не вылазили, оформила ребенка в сад, и я начала замечать прогресс, небольшой, но прогресс. Мультики делают наших детей зомбированными и даже умственно отсталыми. Поэтому я очень негативно отношусь к мультикам, конечно, львиная доля вины на моих плечах, но и мультики не пользу нам принесли.
Согласна с тем, что современные мультики жестокие, но и советские не были такими хорошими как кажется. Вспомним мультфильм «Кот Леопольд», да он учит добру: «Ребята, давайте жить дружно», но в тоже время кот постоянно страдает от издевательств мышей. Не думаю, что родители хотят чтобы их ребенок вырос «котом Леопольдом», который терпит глумление и насмешки. Единственным плюсом советских мультиков, по моему мнению была графика. Все животные нарисованы правдоподобно: собачка похожа на собачку, кошечка на кошечку, а не то что в современный мультах одни страшилки, и не сразу понятно, что это за животное.
Это ещё что, нашей племяшке ещё и года не было когда она начала прямо «балдеть» от музыкальных видеоклипов. Мультики смотрит редко (сейчас ей 2.9) и только если идёт «Маша и медведь», а вот музыкальные каналы может смотреть или слушать весь день. Если переключишь, то истерика начинается, слёзы, сопли. Её мать говорит, что пусть смотрит что хочет, а вот я считаю что это не правильно. Нельзя потакать капризам ребёнка, надо хоть как-то ограничивать «общение» с телевизором и не важно что там показывают — мультики или клипы.
Не согласна, есть и современные мультики очень хорошие. «Малышарики» или «Лунтик» например нам с дочкой очень нравятся. Очень добрые и познавательные мультики. И может быть конечно для ребенка мультфильмы несут какой то негатив. Но меня они выручают очень хорошо. Если мне надо приготовить кушать или прибраться, то они мои палочка выручалочка. Иначе совсем по дому бы ничего не смогла бы сделать, потому что глаз да глаз за дочкой нужен. Не сидит на месте и играть с игрушками не хочет, только пакостит.
Проблема современных мультфильмов в слишком большой активности и чрезмерной агрессии. Ребенок, как губка, впитывает и пропускает через себя то, что видит. Сейчас есть неплохие мульты с простым и понятным смыслом. В этот список можно отнести мульт «Каю»(для ребенка от 3-4 лет) или «Фиксики» (4+). Необходимо тщательно подбирать мультфильмы для своего ребенка. Настоятельно рекомендуется включать именно советские мультфильмы. Сейчас у всех есть доступ к интернету. Эти мультфильмы неспешные, но поучительные и добрые. Ребенок, просматривая такие мульты, будет спокойным и усвоит моральный посыл.
Бесспорно, советские мультфильмы (как и фильмы для детей) лучшие, и такой цензуры, как проходили они, сейчас врядли экранная продукция проходит. Я сама заметила по поведению своего ребенка, какой он спокойный и уравновешенный после нормального советского мультфильма, по сравнению с тем же «Соником Ежом», и другими, про монстров и драки. Результат, как говорится «на лицо».Не все современные мультики плохие, например «Тиг и Лео» очень хороший и поучительный. Конечно же мы, как родители, должны бдить свое чадо, что он смотрит, что через себя пропускает. То что дети все увиденное на экране принимают за чистую монету, и копируют узнала на собственном опыте. И теперь все контролирую. Ведь мы в ответе за будущее наших детей, и тот мир в котором мы будем жить.
В наше время нет хороших мультиков. Исключение составляют, наверное, только»Смешарики» и «Фиксики». Мультфильмы советского производства, например, могут смотреть и дети и взрослые, они интересные, увлекательные, поучительные. На современные творения мультипликаторов смотреть не хочется абсолютно. Мой ребенок все время ревел, нервничал, кричал… Но проблема не только в качестве, но и в количестве. Сейчас дети не отходят от телевизора, не знают меры, прогулки им неинтересны. Стала выбирать сама, что будет смотреть малыш. И очень важно, что мультфильмы и телевизор это не способ занять ребенка на время, когда он мешает Вам, отвлекает. Многие родители грешат этим.
У меня ребенок очень любит мультфильмы. Смотрит их каждый день. Я конечно понимаю, что его нужно ограничивать, но в моем детстве такого разнообразия не было. В наше время мультфильмы показывали только один раз в неделю рано утром. И мы очень радовались. И не обращали особого внимания на то, как нарисованы персонажи. А сейчас очень большое разнообразие мультфильмов. Все они яркие и красочные. И мне совершенно не хочется запрещать их смотреть своему ребенку. Есть добрые персонажи, а есть действительно непонятно кто и что это. Нужно просто разрешать смотреть то, чего ребенок не испугается. Ведь детство не вернуть.
На своем опыте могу сказать, что мультфильмы, на моего ребенка оказывают большой стресс. Именно те мультфильмы, которые он смотрит на телефоне или планшете. Видимо потому, что он понимает о том, что рано или поздно гаджеты заберут. Но у нас дома всегда идут мультфильмы на телевизоре на фоне. Там идут в основном «Синий трактор» «Буренка Даша» и самый любимый это «Грузовичок Лёва». И смотрит он их между делом. Но только посмейте их выключить! Устроит бунт на корабле!
Все мы любим мультики, и до сих пор я смотрю их. Хочу сказать что в мое время мультфильмов было мало, и мы больше проводили время на улице. На данный момент все что не хватало нам теперь мы можем позволить больше нашим детям. Анимация помогает мне в повседневной жизни. Особенно, когда готовлю или убираюсь в доме, дети сидят и смотрят, они не убегают и не мешают взрослым. Я прекрасно помню, как вдохновлялась героями и перерождалась в них. Мне казалось я и есть тот самый герой. Сейчас, конечно, я выбираю для своих детей только добрые мультфильмы.