Ребенок не хочет говорить! Первое слово ребенка, несомненно, играет важную роль в жизни родителей. Это то, чего стоит ждать. Но что если ждать приходиться слишком долго?
Какие умения ребёнок должен приобрести в два-три года
Примерно в два-три года ребёнок должен иметь в своём лексиконе примерно 1100-1300 слов, при этом умея составлять простые предложения со всеми частями речи (кроме причастий и деепричастий). Отсюда следует то, что для него не составит труда назвать действие, предмет или качество. Он активно повторяет за родителями слова и даже целые фразы, рассказывает им истории и читает небольшого размера стихотворения, произнося полноценно почти все звуки, кроме самых сложных («р», «л», шипящие), а также свободно спрашивает о том, что ему незнакомо и интересно. Если с вышеперечисленными признаками у малыша есть трудности, то тогда стоит посетить специалиста, который поможет разобраться, в чём причина.
Почему ребёнок не говорит
Это:
- Наследственность. Если мама или папа начали говорить ближе к трём годам, то вполне возможно, что ребёнок перенял эту особенность от одного из родителей, поэтому не стоит паниковать раньше времени.
- Ребёнок – мальчик. Бытует мнение, что период, когда малыш заговорит, напрямую зависит от его пола. Девочки общительнее мальчиков, поэтому и говорят раньше.
- Ребёнку не хватает общения. Бессмысленно ждать от дочери или сына ранней речи, если родители сами мало уделяют времени для общения в семье. В молчаливой семье молчаливые дети, что вполне логично. Поэтому чтобы пытаться исправить ребёнка, родителям стоит начать исправлять именно себя.
- Ребёнку не с кем общаться. Данная причина перекликается с предыдущей. Он готов начать общение, но с кем? У него довольно большой словарный запас, он всё понимает, но он сидит дома, а мама и папа постоянно заняты. В таком случае детский сад – оптимальное решение для данной проблемы.
- Резкие перемены в жизни ребёнка. Другая обстановка и другие люди – это может задержать первую речь малыша, потому что идет процесс адаптации. Тогда стоит дать ему время и помочь освоиться, давая больше положительных эмоций.
- Причина, связанная с каким-то заболеванием. Это обсуждается со специалистом.
Что делать, если ребёнок не хочет говорить
В первую очередь, нужно наведаться к педиатру, который проведёт осмотр и направит к нужным специалистам. Когда обнаружится проблема, будут выписаны соответствующие рекомендации, начиная от стандартных упражнений до лекарственной терапии. Обычно педиатр сначала отправляет к логопеду, который определяет уровень развития и речи ребёнка. Затем к отоларингологу, который проверит связь между задержкой и проблемами артикуляционного аппарата. У ребёнка также могут быть проблемы со слухом или проблемы психологического характера. Но самое главное, это наладить общение с ребёнком, сформировать эмоциональный контакт. Не стоит жалеть своё время для сына или дочери и садить их у телевизора, чтобы отдохнуть.
Какие ошибки совершают родители, когда пытаются развить речь ребёнка
В два-три года ребёнок познаёт окружающий мир через предметную деятельность. Когда родители показывают и называют вещь, то фактически они оказывают влияние на память ребёнка, но не на развитие речи. Да, малыш может повторить за мамой или папой, но освоит ли он? Чтобы старания принесли результат, нужно прямое взаимодействие с тем предметом, с которым взрослый хочет познакомить своё чадо. Ему нужно почувствовать, какая вещь на ощупь, понять, что он может сделать с ней (карандашом можно рисовать, в машинку можно что-нибудь загрузить). Можно составить даже небольшую и интересную сказку про этот предмет, через которую он может освоить качества и действия. Он должен познавать окружающий мир через тактильные действия.
Должна осуществляться совместная деятельность – это очень важно. Малыш должен видеть и чувствовать, что с ним хотят общаться, и тогда у него самого возникнет желание идти на контакт с людьми. Когда родители мало взаимодействуют со своим ребёнком, и вместо того, чтобы поиграть, дают в руки телефон, а сами продолжают заниматься своими взрослыми делами. Их чадо, ранее желавшее проводить с ними время, постепенно отстраняется от них. Мама и папа видят, что он что-то лепечет, и им этого достаточно, а когда приходит момент полноценно разговаривать – они начинают удивляться, почему у него задержка речевого развития? С ним не хотели говорить, когда он хотел, тогда почему он должен это делать, когда хотят взрослые?
Ребенок не говорит: заключение
Конечно, самое главное, это прямое взаимодействие с ребёнком. Родители любят ребёнка, окружают игрушками, но в его жизни всегда очень важно именно родительское присутствие!
Список используемой литературы:
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
- Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
- Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Сталкивались с этой проблемой. Скоро три года, а сын не хочет говорить предложениями. Мы тогда начали паниковать и думать, что же делать? Он говорил слова, отвечал односложно на вопросы, а вот фразами говорить не хотел. Сказать, что он был обделен общением, нельзя. Внимание бабушки и сказки на ночь, игры с проговариванием действий – это было каждый день. Как узнали позже, мальчикам свойственно развиваться медленнее, чем девочкам. Успокоились и не стали ничего предпринимать. А ведь еще вчера собирались везти его к психологу. И что вы думаете? Через месяц ребенок заговорил такими выражениями, что мы были удивлены! Поэтому хочется дать совет родителям: не торопите события, всему свое время. Наслаждайтесь каждым днем с родным чадом и не паникуйте раньше времени.