Что такое послеродовая депрессия и как с ней справиться? Я знаю, что у многих женщин, происходят перемены настроения, после родов или чуть позже. Вялость, апатия, грусть, чувство одиночества, нежелание ни чего делать, хотя рядом великая радость. Появился ребенок. Вы, наверное, знаете, что послеродовая депрессия, бывает разная, от хандры до психоза.
Послеродовая депрессия мамы: хандра
Здесь, давайте рассмотрим уровни: хандры, с чем обычно обращаются женщины к психологам.
Сегодня я расскажу о трех упражнениях, которые помогут справиться с этим неприятным состоянием.
Рекомендации психологов: активность, изменение режима, здоровый образ жизни, общение, переключение внимание и т.д.
Однако ко всему, этому нужно еще прийти, сделать первые шаги. Для того чтобы выполнить эти упражнения, избавиться от этой хандры, необходимо условие – поддержка близких людей. Чтобы преодолеть это состояние, нужно потрудиться. Результат обязательно будет.
Три упражнения для снятия послеродовой депрессии мамы
Важно усвоить, что три упражнения, про которые я расскажу, необходимо повторять каждый день.
Мой внутренний родитель.
У каждого из нас есть три состояния:
- мой внутренний ребенок — который жалуется, печалится, ноет, играет;
- мой внутренний взрослый – нам подсказывает адекватные способы поведения, выбирает то что хочется или нельзя;
- мой внутренний родитель – критикует, оценивает, поддерживает.
Вот здесь, требуется обратиться к этой части, мой внутренний поддерживающий родитель.
Что вам нужно будет делать в этом упражнении? Вам нужно вспомнить все команды, которые помогают. И записать, не более пяти, семи из них.
Например: встать с кровати. Но лучше все команды из этого упражнения, произносить чуть-чуть по-другому. «Я, встала с кровати!».
После этой команды, вы встаете с кровати.
Следующая. «Я, оделась!» — Одеваетесь.
«Я, завтракаю!» — Идете, завтракать.
Последняя. «Я, пошла гулять!» — Идете, гулять.
Самое главное, чтобы команд было не менее пяти, и ни более семи. И последняя команда, привела вас к цели.
Арт-терапия.
Очень простое. Это рисование. Вы идете в магазин, выбираете, красивые краски. Желательно гуашь. Покупаете кисточки, разного диаметра, и яркости. А также листы А3.
Начинаете рисовать, под любимую классическую музыку. Вот это простое второе упражнение, которое позволяет расслабиться, и сделать то, что хочется. В этом упражнении есть несколько путей.
Первый путь. Берете лист бумаги, и позволяете своей руке, идти туда, куда ей хочется.
Второй путь. Это рисование с натуры. Это позволяет приблизиться к реальности. Быть внимательным, к тому, что нас окружает.
Следующий путь. Это раскрашивание, того что вам приятно.
Режим дня.
Это упражнение, придаст четкость, правильность режиму. Что вам нужно делать?
Каждое утро, когда вы проснулись, сказать. «Доброе утро, вашему малышу!» Важно, произнести эти два слова.
А вечером, когда вы готовы ко сну, есть еще два важных слова, которые нужно сказать ему. «Спокойной ночи!»
После родовая депрессия: заключение
Всего три упражнения, если вы будите их выполнять, систематично, каждый день. Поставьте себе цель, на протяжении трех недель. То у вас обязательно улучшиться настроение. Будите смотреть на мир другими глазами, и радоваться вашему новому статусу. «Я, мама!»
Список используемой литературы:
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
- Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
- Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Я столкнулась и в роддоме, и среди знакомых с такими мамочками, которые испытывали послеродовую депрессию. Я даже бы сказала, что не после родов, а за неделю до них уже начинается паника. Особенно кто впервые рожает. А как это будет? Как нужно себя вести?
Пока я не родила, я думала, что тоже будет и со мной происходить. Но, оказывается, это индивидуально. Всё зависит от человеческого организма и больше всего, от-того, как себя сам поведёшь. Я многое уже поняла, что не нужно делать и как не нужно себя вести, чтобы не впадать в панику. В статье написаны первое и третье упражнения, которыми я воспользовалась в то время. Я сделала для себя некоторые выводы. Не нужно расстраиваться, что всё так сложно, никому я не нужна и т. д. Ведь у меня уже совсем скоро появится самый любимый, самый сладкий, самый маленький среди всех членов семьи комочек. Ему нужно моё внимание, моё хорошее настроение, моя ласка. Я тоже была таким, же беззащитным комочком. Кто, как не я, ему поможет? Самая первая мысль, которая должна прийти в голову, для чего и для кого беременной 9 месяцев ходить, рожать несколько часов? Когда у меня в голове все эти мысли промелькнули и я сама себе на них ответила, тогда мне стало намного лучше и даже поднялось настроение.
Ещё хорошо, чтобы был рядом любимый муж, родители, можно ещё кто-то, кто сможет помочь первое время или кто уже прошёл через это и знает как помочь. Я уже за пару дней, которые была в роддоме, поняла как нужно обращаться с малышом, что ему необходимо, когда он плачет. Дома мне помогали первое время родные, а потом я уже начала справляться со многим сама, когда у них были свои дела или чтобы их каждый раз не беспокоить.
Родные находили минутки, чтобы меня отпустить, конечно не в бар или ресторан, а даже просто пройтись и подышать свежим воздухом. Домой я уже возвращалась, пусть уставшая и сонная, но счастливая, ведь я стала мамой, у меня есть человечек, которому я нужна.
Родив долгожданного сына , я столкнулась с таким явлением как депрессия. Я в принципе человек склонный к таким состояниям, но на этот раз я не могла найти причину. Беременность проходила легко, роды тоже были «как по маслу», все были рады появлению малыша. Но постепенно я стала замечать, будто жизнь покидает меня, не было сил и желания вставать к ребёнку, да и просто вставать, есть, жить. Просто лежала и смотрела в стену, пыталась вытянуть себя из такого состояния самостоятельно, но не могла. Даже не могла найти для себя причину такой хандры. Хорошо, что муж очень помогал с ребёнком и поддерживал меня, у него развита эмпатия, и он сразу заметил что со мной что-то не так. Вместе со мной пошёл на первый приём к психотерапевту, потом я стала ходить на приёмы одна. Стала принимать выписанные врачом АД, буквально через несколько дней стала замечать, как вернулась жизнь, всё стало приносить радость, возникли чувства к ребёнку, просто нахлынуло всё хорошее одной волной, с тех пор прошло уже 2 года, я не пью медикаменты. Очень благодарна мужу и психотерапевту, я бы без них не справилась.