Роль игрушек в развитии ребенка! Каждый родитель стремится вырастить смышленое, любознательное чадо, не чуждое открытиям и тяге к знаниям. И в этом деле нет лучших помощников, чем развивающие игрушки.
Роль игрушки в детском развитии
При правильном подборе игрушки позволяют совмещать приятное с полезным:
- во-первых, их можно использовать как обычное средство развлечения;
- во-вторых, как удобный повод ненавязчиво приобщить малыша к окружающему миру, продемонстрировать наглядную разницу в текстурах, расцветках и формах предметов.
В игровой форме гораздо легче раздвигать границы пространственного мышления, учиться различать звуки, познавать простые истины из разряда «зачем и как нужно делиться с другими детьми». Развивающие игрушки помогают улучшить мелкую моторику, привить усидчивость и внимательность, раскрыть потенциал логического и творческого мышления.
Замечено, что в возрасте от 6 месяцев до 5 лет дети проявляют повышенную тягу к открытиям, способны усваивать информацию с поразительной четкостью и неиссякаемым энтузиазмом. Психологи склонны полагать, что большая часть жизненно важных сведений усваивается еще до достижения 8-летия — благо, в этот период закладывать знания и формировать полезные практические навыки не составляет особого труда.
Какие игрушки развивают ребенка
Выбор «умных» игрушек в первую очередь определяется возрастом крохи.
Развивающие игрушки от 0 до 1 года
Самая ранняя игровая версия — всевозможные подвески и мобили. Поначалу младенец только наблюдает за движениями ярких штуковин, а затем уже активно пытается до них дотянуться. Таким образом, к 3-месячному возрасту он подходит с достаточно развитой сенсорикой.
Позже на смену подвескам приходят шумные погремушки и колокольчики — они учат фиксировать внимание на конкретном предмете, заставляя координировать движения руки со зрительным восприятием.
Преодолев полугодовалый рубеж, малыши начинают интересоваться цветами и очертаниями объектов, а значит, в дело вступают неваляшки, пирамидки и игровые кубики. Особенно полезны пальчиковые куклы — они подталкивают к речевому общению и тренируют мелкую моторику. Со временем, к 2-3 годам, ребенок насколько втянется в представления, что наверняка изъявит желание заучивать и воспроизводить реплики, вместе со старшими членами семьи.
Роль игрушки для ребенка от 1 до 2 лет
У годовалых детей на первый план выходят не сами предметы, а их связи между собой, и это подходящее время для того, чтобы приступить к сборке простейшего конструктора или пазла. Ребятишек живо интересуют конструкции по типу матрешек — многочисленные коробки с «сюрпризом», когда элементы вкладываются один в другой, — а также изделия со шнуровками.
Для развития мелкой моторики карапузу можно предлагать упругие резиновые игрушки с пищалками. Постепенно он переключит внимание на лепку и примитивные художества, поэтому стоит вовсю запасаться пластилином и пальчиковыми красками.
Большое значение приобретают интерактивные тематические плакаты. Электронные рассказчики познакомят малыша с обитателями флоры и фауны, обучат алфавиту и цифрам, научат различать музыкальные инструменты, прочтут поучительные истории, сказки и стихотворения, разъяснят, как вести себя в той или иной ситуации.
Развитие ребенка после 3 лет
Для детей старше 3-х лет выпускают специальные творческие наборы, позволяющие выявить их таланты и наклонности. Приоритетными занятиями становятся аппликация, вырезание бумажных героев, заполнение раскрасок, составление мозаики и головоломок, лепка из пластилина и мягкой глины.
По мере взросления любознательные ребятишки могут пробовать себя в роли экспериментатора, проводить забавные опыты в области физики, химии или биологии – например, выращивать искусственные кристаллы или высаживать пряные травы. В профессиональных наборах недостатка сегодня уж точно нет: одни организуют импровизированную кухню или целый ресторан, другие приглянутся юным следопытам, третьи посвящены строительству, а четвертые – медицине.
Электронные обучающие плакаты по-прежнему не теряют актуальности, но теперь акцент смещается в сторону математических познаний (чем не повод играючи выучить таблицу умножения?) и иностранных языков.
Самодельные развивающие игрушки для ребенка
Игрушки для развития, как и большинство детских товаров, не отличаются низкими ценами. Многие родители стараются находить им бюджетную замену, а самые изобретательные с удовольствием мастерят изделия собственными руками.
Из подручных материалов, действительно, можно создать немало славных и полезных вещиц, надо лишь приложить чуточку фантазии:
- Сконструировать самодельную погремушку — абсолютно пустячное дело. Для оболочки сгодится контейнер из-под «Киндер-сюрприза», в качестве держателя используется старая ручка или карандаш (еще проще — обвязать веревочкой, в этом случае игрушка будет задорно подскакивать на руке). Внутрь засыпают рис, манную крупу, песок или, например, фасоль.
- Соберите коллекцию из пустых спичечных коробков. Оклейте их бумагой так, чтобы каждому соответствовал определенный цвет, затем воспользуйтесь лентой и соедините коробки между собой по типу паровозика. В процессе игры малыши заполняют мини-ящички различными мелочами, распределяя в строгом соответствии с оттенком — например, в зеленый бокс должна отправиться пуговица цвета травы и такая же бусина. Выдвигая и задвигая коробки, ребенок тренирует мелкую моторику.
- Чтобы развивать навыки счета, устраивайте игры, в которых чаду нужно выбирать предмет с заданным количеством точек, делений или других опознавательных значков. Проще всего собрать баночки от детского питания и расклеить по крышкам небольшие кружочки / треугольнички. На каждую банку нужно прикрепить соответствующую бумажную цифру — по числу элементов с крышечки. В ходе занятия малышу предоставляется объединять разрозненные части, находя «правильные» крышки для емкостей.
Список используемой литературы:
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
- Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
- Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.