Зависимость от компьютерных игр. Если ваш ребенок геймер. В современном мире, где цифровые технологии распространяются со скоростью света, дети и подростки все чаще погружаются в виртуальную реальность, и настолько отдаются играм, что начинают путать их со своей жизнью.
Ребенок игроман: дискуссия компьютерные игры против
Дискуссий по такому поводу ведется множество, но, сколько бы ученые умы, занимающиеся данной проблемой, не приводили доводов относительно вреда и пользы от времяпрепровождения за компьютером, индустрия игр будет лишь расти, как впрочем, и спрос на них. Его формируют «новые люди» — экскейперы, которые стараются убежать от решения своих насущных проблем в компьютерный мир. Многие родители могут возразить, заявив о недопущении подобного со своим ребенком. Однако стоит заметить, что в этой ситуации не все зависит от вашего желания, ведь на то, станет ли чадо (послушное и одарённое) геймером, влияет множество факторов, в частности: прессинг современных норм жизни детей. Так, если ваш сын не получит возможности «познакомиться» с популярными видеоиграми, вероятнее всего он станет отверженным в коллективе ровесников.
Поэтому взрослые должны правильно организовать подобное знакомство. Лучше, если играть чадо будет эпизодически, но не уделять подобному досугу любую свободную минуту, в ущерб другим занятиям и увлечениям. Необходимо определить степень значимости игр для ребенка. Когда она велика – проблема очевидна.
Ребенок игроман: зависимость от компьютерных игр симптомы
Определите, каким жанрам игр ребенок чаще всего отдает предпочтение. Не удивляйтесь, что это не будут игры развивающего характера. Из общего числа жанров самые востребованные (особенно у мальчиков), это «стрелялки» и игры, в которых чадо учится отвечать агрессией на агрессию. Причем юные умы считают, что подобный навык поможет им выстоять в аналогичных ситуациях, когда они произойдут. А между тем результаты многочисленных исследований доказывают справедливый и на первый взгляд очевидный факт: жестокие игры активизируют «дремлющую» агрессивность ребенка, которая могла бы до некоторых пор находиться в состоянии покоя. Позволяя ребенку скрашивать свой досуг подобными играми, мы не просто тревожим в нем агрессивное начало, но и учим его применять (точнее учим разрушению, вместо созидания).
Если вы заметили, к примеру, что у вашего сына тяга к жестоким играм (где убивают, стреляют, грабят), то задумайтесь – почему. Когда у ребенка присутствует потребность выплеснуть агрессию, вероятно у него имеются ее запасы. Важно определить, откуда они взялись; возможно, вы в определённых ситуациях ведете себя крайне недружелюбно по отношению к сыну (дочери), прибегаете к физическим наказаниям. Учтите и тот момент, что ребенку свойственно подражать. Все просто: увидев игру (где по сюжету необходимо владеть оружием и убивать других героев), и испытав к ней симпатию, он начнет воплощать отдельные моменты (чаще всего не самые приятные), если не в жизнь, то мысленно точно.
Понаблюдайте за ребенком, который примеряет на себя роль не супергероя, но персонажа, уничтожающего все вокруг, желающего поработить мир: неразумное чадо начинает отождествлять себя с этим героем, перенимать поведение, совершать схожие поступки. Уже не одно исследование доказало факт зависимости между миром реальным и виртуальным, причем насилие в нем представлено в привлекательном свете (даже взрослый человек отмечает подобную особенность, что говорить о незрелой детской психике).
Весьма показателен результат исследования, согласно которому: компьютерная игра с элементами насилия на уровне подсознания формирует условный рефлекс агрессивной реакции, его человек сможет применить, оказавшись в конфликтной ситуации. Между тем, ребенок (периодически погружающийся в игровую агрессию) способен принять за конфликтную ситуацию все что угодно и даже обратиться к физической силе. Также доказано, что люди, которые большую часть свободного времени проводят за компьютерными играми, «агрессируют» еще и потому, что у них недоразвиты лобные доли мозга (это неблагоприятно сказывается на поведении, обучении, тренировке памяти).
Признаки зависимости от компьютерных игр ребенка
«Отрезвить» родителей могут проблемы с самочувствием, с которыми сталкиваются их чада:
- Соматические нарушения (повышенная утомляемость, снижение остроты зрения);
- Зависимость от компьютера (ребенок становится кибераддиктом, у которого отмечаются отклонения в поведении от общепринятых норм).
Вас должны насторожить следующие моменты в поведении вашего ребенка:
- Он перестает чувствовать время;
- Ему все труднее оторваться от монитора и заняться другими делами;
- Он детально проектирует виртуальный мир (в соответствующих играх, например, в стратегиях).
Это может означать лишь то, что ребенок таким образом (погружаясь в игру) бежит от реальных проблем, от повседневности, рутинности, от своей не успешности в обычной жизни. Ведь в собственном, пусть и вымышленном мире, ему все удается, там все исполняется как по взмаху волшебной палочки, он может быть кем хочет и вести себя как того пожелает. А между тем в новой реальности, где любая ошибка исправляется нажатием клавиши, нельзя получить должного жизненного опыта; чадо может вовсе не захотеть возвращаться в этот несовершенный мир, где он одинок, не понят, где от него все время что-то требуют, где он чувствует себя лишним, никчёмным.
Компьютерную зависимость не нужно путать с наркотической, алкогольной, ведь при игромании задействуются абсолютно иные участки мозга. Скрываясь от реальности, чрезмерно увлекаясь играми, ребенок обедняет свою эмоциональную сферу, он испытывает нервно-эмоциональное напряжение, особенно, когда приходится преодолевать препятствия, демонстрировать свою «профпригодность» уже не в искусственно созданном мире, но в жизни. Если в игре все легко, то в реальности другие правила, здесь нужно работать над собой, над своими отношениями с окружающими. Играя, он думает и действует по шаблону, а в действительности приветствуется житейская мудрость, находчивость. Столкнувшись с подобными противоречиями, ребенок принимает единственно верное, по его мнению, решение – уход в себя, еще больше погружение в компьютерный мир, где комфортно. Результат всему – изоляция ребенка в социуме.
Ребенок игроман: интересные факты
Однако не менее интересны факты, подкрепленные данными научных исследований, приводятся в поддержку времяпрепровождения за компьютерными играми.
- Дети-геймеры имеют хорошую координацию и концентрацию внимания, которым бы позавидовали даже космонавты. У них развито воображение.
- Юные геймеры прекрасно разбираются в новейших цифровых технологиях (гаджетах, девайсах).
- Благодаря играм с жестким сюжетом у ребенка происходит тренировка инстинкта самосохранения, обучение эффективной командной работе.Конечно, подобные игры могут повышать агрессию, однако с их помощью чадо учится преодолевать свои страхи, успешно разрешать конфликты. Некоторые исследователи приводят параллели между жестокими компьютерными играми и сказками со страшным сюжетом, где также присутствует агрессия (например, сказки Андерсена, братьев Гримм).
- Сторонники компьютерных игр приводят статистику, согласно которой не более 15% от общего числа геймеров бывают замечены за совершением жестоких, асоциальных поступков, для остальных детей, коротающих вечера за подобным занятием, игровой досуг не имеет отягощенных последствий.
- Согласно доводам ученых из института психологии РАН, агрессивные игры могут помочь детям в процессе адаптации в детском коллективе. Не все ребята, играющие в подобные игры способны на насилие; на возникновение соответствующих неадекватных, антисоциальных явлений влияет также психологическая обстановка в семье, личностные качества, черты характера ребенка.
- Девочек также привлекают жестокие игры, кроме того они повышают у юных представительниц прекрасного пола уверенность в себе, самооценку, способствуют хорошей адаптации к жизненным перипетиям.
- Нельзя с уверенностью говорить о полной изоляции тех детей, которые чаще остальных погружаются в виртуальную реальность. Как показывают результаты исследований, 6 из 10 юных геймеров не имеют проблем в общении со своими сверстниками, а 30% прекрасно контактируют со своими братьями и сестрами.
Подобные примеры доказывают, что геймером быть даже отчасти полезно. Сегодня многие ребята не видят своего будущего без компьютерной грамотности, а некоторые даже связываю свою профессию с компьютерной сферой деятельности. Так что эпизодические «посиделки» за экранами мониторов можно принять за рывки к более ответственным прыжкам.
Лучше, если ребенок, играя в свои излюбленные «стрелялки» или «бродилки» будет находиться у вас на виду. Но что делать, если чадо зачастило в компьютерные клубы? Взвесить все «плюсы» и «минусы» подобной ситуации. С одной стороны ребенок не изолируется от общества сверстников; в таких клубах он будет общаться со своими единомышленниками, такими же фанатами игр, как и он сам, а значит, у них появятся общие интересы и дружеские отношения, даже за пределами виртуального мира. С другой стороны, вы не сможете контролировать поведение своего отпрыска, влиять на правильный выбор игр.
Ребенок игроман что делать
Шпаргалка родителям:
- Лучшее время для приобщения ребенка к компьютерным играм – перед поступлением в школу. У ребят-дошколят много других интересных занятий, им подобный досуг будет во вред. Запомните, у маленького ребенка больше шансов попасть в игровую зависимость.
- Выберите для своего чада игры развивающей направленности, с учетом возраста (чтобы они развивали личность и таланты ребенка).
- Не предлагайте новую игру ребенку, прежде чем сами ее не проверите, так вы сможете узнать о том, сможет ли она принести пользу/вред.
- Отдавайте предпочтение тем играм, где действующие герои – персонажи из любимых мультфильмов, сказок вашего чада.
- Продолжительность игры для младших школьников не должна превышать 30 минут (для подростков – 40 минут). Далее необходимо сделать значительный перерыв, после чего можно разрешить поиграть еще.
- Не стоит размещать компьютер, игровые консоли, приставки в детской комнате; так вы всегда сможете держать под контролем доступ к ним.
- Узнайте, какие игровые жанры наиболее интересны вашему ребенку; если это игры, полные агрессии, выясните причину, нет ли связи с разногласиями в семье, отсутствием взаимопонимания с чадом. Образы героев, которые ваш ребенок выбирает в процессе игры, могут вам многое рассказать о слабых местах, упущениях в процессе воспитания, нереализованных возможностях отпрыска.
- Если вы стали замечать, что после компьютерных игр чадо пребывает в состоянии нервно-эмоционального напряжения, обратитесь за консультацией по этой проблеме к педиатру и психологу.
- Старайтесь развивать самые неприметные способности, дарования у подростка, раскрывать его потенциал, тогда он не захочет сбегать от проблем, самого себя в мир иллюзий. Важно, чтобы у ребенка помимо компьютера были еще какие-нибудь интересы, хобби, он не переставал гулять, общаться со своими друзьями. Компьютер не должен стать для ребенка единственным другом.
Ребенок игроман что нельзя делать
Рекомендации:
- Игнорировать подобные увлечения ребенка, поощрять их, приобретая всякий раз новые игры, не учитывая возрастные ограничения.
- Полагать, что агрессивные игры помогут сформировать у сына мужские качества: смелость, решительность, бесстрашие.
- Считать, что игромания лучше, чем пребывание в сомнительной компании подростков-неформалов, где, по-вашему мнению, царит беспредел, пьянки, разгильдяйство.
- Не разговаривать с чадом и не пояснять, что компьютерная игра – не единственное увлечение на свете, что есть более интересные стороны жизни.
- Не разрешать семейные конфликты; продолжать выяснять отношения с супругой (супругом) в присутствии ребенка.
- Из-за наличия страха, что чадо может стать геймером, запрещать ему играть в любые компьютерные игры, даже развивающие.
Список используемой литературы:
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
- Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
- Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Сталкиваюсь с этим явлением ежедневно, не буду называть — это проблемой (в нашем случае). Но, если, не уделять этому внимания, позволять бесконтрольно играть долгое время, шансы ребёнка угодить в «омут» геймерства велики. И, если в вашем доме присутствуют цифровые гаджеты с играми, маленький геймер будет стремиться добраться до них.
Мы говорим, что можно будет поиграть, соблюдая, режим, делая, полезный перерыв на маленькие задания, которые необходимо осмысленно выполнять. (Пожалуй, главное — это заранее обозначить правила и границы поведения. Пусть учится придерживаться договорённости). Среди заданий даём такие: посильная уборка (возраст — 6), подсчёт времени, работа с цифрами, простые физические упражнения.
Кроме того: в играх порой чтобы выполнить некоторые действия, необходимо уметь читать, понимать обозначения, иначе не будет ясна суть задачи. И игра может стать хорошим стимулом в развитии интеллекта. Стоит добавить, существует множество компьютерных игр категории «для детей». То есть , следует (как бы ненавязчиво) управлять этим процессом.
Вопрос о взаимодействии с детьми-игроманами стоит начать с разбора причин. Одной из причин является внутреннее состояние ребенка. Часто дети предпочитают виртуальный мир реальному, по причине внутреннего конфликта. Возможно, из-за тяжелых отношений в семье. Частые ссоры родителей, в которых дети не принимают участия, все равно оставляют след на психологическом состоянии ребенка. Он может отрицать свои волнения, но на бессознательном уровне такие проблемы закладываются в память и ребенок не находит ничего лучше, чем погрузиться в «другой мир». В ходе такого образа жизни это становится бессознательным якорем. То есть, каждый раз в стрессовой ситуации ребенок желает отделиться от реального мира, в котором существуют ссоры и скандалы, и уходит в виртуальный мир, в котором, как он может считать, нет проблем. Это формирует ребенка как личность, не умеющего решать проблемы, и со склонностью к избеганию ответственности.