Сегодня в посте вопрос, как мы унижаем детей? Здесь с одной стороны проблема отцов и детей, с другой неудовлетворенных потребностей у нашего с вами подростка.
Понятно, что каждый родитель хочет воспитать, хорошего ребенка. Как правило, в этот момент родитель превращается в тренера. Он муштрует ребенка, запрещает, диктует свои правила. Чем жестче будет воспитание, тем легче ему будет.
Базовые потребности ребенка
Для того, чтобы ваше чадо выросло гармоничной личностью, от него требуется, чтобы были заполнены базовые потребности, которые может дать только родитель.
- Это потребность с сопричастности (любви), когда ему будет, кто-то говорить теплые слова, и принимать, таким как он есть. Со всеми изъянами: низкой самооценкой, переживаниями, первой любовью, проблемами в школе и т.д. Ребенок хочет чувствовать, что его все равно любят, чтобы не происходило.
- Вторая – это потребность уважения. Когда ребенок имеет на свою точку зрения, свою личную жизнь, неприкосновенность, право выбора (во что одеваться, куда ходить, что изучать) и т.д. Это право родители зачастую не дают своим детям, даже после восемнадцати лет. Очень странно предполагать, что до восемнадцати лет, подросток должен проситься сходить в туалет, а потом спрашивать, кем он хочешь стать в жизни.
Выбирай, как ты будешь жить дальше? А как он может выбрать, если он не научился?
Тяжело в учении, легко в бою!
А превращаясь в тренера, родители перестают любить ребенка. Вы начинаете строить, муштровать, воспитывать и т.д. Поймите мамы, папы тренеров у вашего малыша будет очень много, помимо вас. Каждый встречный будет рассказывать, как ему жить. И принять человека полностью целиком, могут только его родители. Больше никто не будет любить этого человека в мире, вот так же как мамы и папы. Остальные будут хотеть учить, воспитывать, и иметь с него деньги или еще что-то.
И когда возникает вопрос, когда меня никто не понимает, то первый с кем нужно решать эту проблему – это родители.
Понятно, что момент, когда ваш ребенок уверен, что его любят и уважают – упущен. Но это не значит, что исправить ситуацию нельзя. Исправлять – нужно, чем раньше, тем лучше.
Потребность ребенка: понимание
Начните, принимать ребенка таким, какой он есть, что он там вытворил, во сколько пришел домой – это не важно. Он должен понимать, видеть и знать, что вы все равно его любите.
Начните уважать его точку зрения. Ваш ребенок имеет право, на что-то в этой жизни не согласовывая с вами?
Если не имеет, дайте ему это право. Постепенно дайте возможность принимать решения, отвечать за свою жизнь. Так как худшее, что может произойти, просто ребенок выйдет из вашего контроля. Вы не сможете контролировать, управлять его жизнью. Ему нужно начать собственную жизнь.
Чем раньше вы сможете показать, что можете помочь в трудной ситуации. Это кстати легко проверить. В любой сложной ситуации, кому идет ваш ребенок?
Он идет к вам? Или он идет к подружке, другу, к чужому дяде, учителю, психологу. К кому он обращается?
Если он идет к вам, это уже хорошо. Значит, ваш ребенок вам доверяет, и знает, что как бы не была тяжелая ситуация, примете, выслушаете.
В конфликтной ситуации у нас есть два участника (ребенок и взрослый). Давайте, подумаем у кого больше опыта, знаний, эмоциональной гибкости, чтобы разрешить эту ситуацию.
Вы и только вы, можете своим примером показать своему ребенку, как общаться, как выходить грамотно из конфликтных ситуаций. Научите его не только слушать, но и слышать собеседника! При необходимости встать на сторону своего оппонента.
Как мы унижаем детей: заключение
Умение общаться – это талант, и научить ваше чадо правильно общаться, обязанность. Уважаемые родители, чем больше вы подарите своему ребенку понимания, уважения – столько вы и получите!
Список используемой литературы:
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
- Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
- Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Очень распространена ситуация, когда родители требуют от детей того, чего сами не смогли реализовать в жизни. Например, мама хотела петь, но по каким-то причинам не смогла этого сделать, значит, ребенок должен ходить на кружок пения, хочет он этого или нет.
Имеет место также ситуация, когда родители вымещают на ребенке свои детские обиды. Вот папе запрещали приходить домой поздно, и он подсознательно муштрует сына/дочь за поздние возвращения.
И это всего лишь пара примеров. В жизни же подобных примеров множество. Родителям нужно просто не проецировать обиды и нереализованные мечты на своих детей. Я не заставляю своего ребенка ходить на какие-либо кружки. Если он хочет гулять на улице с друзьями вместо того, чтобы идти на ненавистное рисование или музыку, пускай лучше он гуляет на улице. Если он просится на спортивную гимнастику и ему там интересно, он идет на спортивную гимнастику.
Даже с малого возраста нужно давать право выбора. Если мой сын хочет красную футболку вместо понравившейся мне черной, я покупаю ему красную. Ведь ему это носить, а не мне.