Подготовка ребенка к школе! Когда человечку исполняется шесть лет и до поступления в школу остается один год, родители задумываются о том, что нужно начинать готовить его к этому.
Если малыш посещает детский садик, то процесс подготовки к школе осуществляется в этом учреждении и у родителей этот вопрос не стоит так остро. Во-первых, у малыша есть чувство коллективизма, во-вторых, с детьми работают специалисты, которые по разработанным программам дают первоначальные навыки и знания, необходимые для поступления в школу.
Подготовка ребенка к школе
Но все же, основная часть забот в воспитании и развитии малыша, возлагается на родителей.
Но прежде, чем ребенок пойдет в первый класс, он должен пройти все основные этапы развития с рождения.
Развитие моторики ребенка
В первую очередь, необходимо развивать мелкую моторику. В пальчиках и ладошках крохи находится множество рецепторных точек, которые, активизируют участки головного мозга, отвечающие за развитие речи.
Развивать моторику можно начинать с грудного возраста малыша. Для этого проводится самая простая пальчиковая гимнастка: сгибание и разгибание пальчиков, мягкое поглаживание пальчиков и ладошек. По мере увеличения возраста ребенка, можно давать ему перебирать различные мелкие предметы. Чтобы исключить проглатывание мелких предметов малышом, можно к ткани пришить пуговички или на прочную, и крепкую нитку нанизывать бусинки. Можно давать различные предметы, например кубики разных размеров, карандаши, палочки счета и т.д. Для развития моторики и слуха можно покупать музыкальные игрушки, в которых различные кнопочки или клавиши издают свой звук.
С 3-х лет, для развития моторики рук можно давать ребенку пластилин. Если кто-то из взрослых готовит еду из теста, например лепка пельменей, вареников, можно к этому процессу подключать и малыша: пусть катает шарики из теста или учится раскатывать тесто небольшой скалкой.
Для правильного развития речи ребенка необходимо с ним постоянно разговаривать, читать книжки с яркими и понятными картинками. Во время разговора, слова нужно произносить четко и внятно, не коверкая их. Ошибкой родителей бывает то, что они иногда разговаривают на детском языке.
В дошкольном развитии ребенка так же происходит формирование его личностных качеств, которые дают основу детской психологии. Личностные качества развиваются не только в общении ребенка с родителями и взрослыми, которые его окружают, но и в общении со сверстниками в детском саду, на дворовых детских площадках. Неумение слушать окружающих людей, или неумением отстаивать свое мнение, у ребенка возникают конфликты в общении со своими сверстниками. Поэтому, малышу требуется прививать умение внимательно слушать окружающих. Опять же на помощь приходит чтение родителями детских книг, стихов, перед сном не будет лишним рассказать ему сказку. Если ваше чадо хорошо владеет речью, можно в ненавязчивой форме (а лучше в игре), выяснить, что ему понравилось из прочитанного, рассказанного или просмотренного мультфильма. Если малышу не понятны какие-то слова, нужно ему объяснить их значение.
Развитие крохи немыслимо без игрушек и игр. С помощью их раскрываются таланты и творческие особенности. Игрушки и игры нужно приобретать для детей в соответствии с их возрастом, полом и тематикой. Они способны развивать логическое мышление, внимание, усидчивость. Именно эти качества необходимы для подготовки ребенка к школе.
Ошибки родителей до поступления в школу
Очень частой ошибкой родителей является то, что за год до поступления в школу они начинают учить будущего ученика по программе первого класса. Создают дома атмосферу школы с уроками, переменами. Отучают малыша от дневного сна. Всего этого делать не нужно. Подготовка ребенка к школе должна быть не навязчива. В противном случае у маленького человечка пропадет интерес к учебе.
Больше всего необходимо уделять внимание обучению детей правильно держать карандаш и ручку. Ребенок должен уметь считать от единицы до десяти и в обратном порядке. Развивать память, в этом помогут стихи. Стишки подбираются не сложные, с хорошо запоминающейся рифмой и не большие по объему.
Так же при подготовке ребенка к школе, нужно использовать картинки-раскраски, уделять внимание рисованию с использованием карандашей и акварельных красок. Это развивает моторику рук и творческие навыки ребенка.
Так же моторику пальцев хорошо развивает вышивание, вязание, как с использованием спиц, так и крючком, пришивание пуговиц. Эти виды деятельности вырабатывают внимание, усидчивость, успокаивают нервную системы (очень полезно для гиперактивных детей). Конечно, такую работу дети должны проводить под присмотром взрослых, особенно с использованием швейных игл.
Не стоит забывать о значение музыки в развитии. Музыка способствует развитию слуха. Желательно, чтобы ребенок слушал музыку не навязчиво, в процессе выполнения какой-нибудь работы. Для восприятия лучше всего проигрывать классическую музыку, детские песенки, выбирать минимальную громкость.
Как уже описывалось выше, подготовка к школе лучше проводить в игровой форме. Не следует нарушать режим дня ребенка. Дневной сон должен быть обязательно. Лишение дневного сна отражается на нервной системе малыша и быстрой утомляемости.
Подготовка ребенка к школе: заключение
Воспитание и подготовка ребенка к школе, дает основу правильного развития, формирование характера, становление как личности. Это фундамент дальнейшей жизни человека.
Такую ошибку, как готовить специально к школе ребенка за год до школы, мы не допускали. Дочка ходила в предшкольную группу (крайний год перед школой именно на базе школы уже, не в садике) и там вполне себе программа предполагала всю подготовку. Правда, формат был именно садика: режим дня, как в садике — отлично просто! Детство должно быть детством — игры, прогулки, занятия по возрасту и ничего лишнего. Были также курсы с учителями (по желанию родителей, раз в неделю) — именно с теми, кто поведет дальше детишек. Ходили у нас дети многие, мы — нет. Нас посмотрел учитель и сказал, что мы все умеем, что необходимо к школе, и пусть лучше ребенок еще год отдохнет и наиграется. Как всему научились? Легко! Дома, в игровой форме, без «уроков, перемен», строгости и обязательности — все по желанию и все с интересом. Мы много читали, дочка с 4 ,5 лет знала буквы и читала по слогам. Очень много рисовали, не заставляла — нет, просто нравилось ей рисовать — а от этого и рука тренировалась хорошо! Много с ней разговаривали, обсуждали все вокруг, учились мыслить. Ну и, конечно, много играли — именно в игре ребенок познает мир — я хитро подключала в игру познавательную деятельность и все отлично складывалось, без курсов первоклашек, разного рода знаек, зазнаек и т.д.