Шалашовки кто они женщины в ГУЛАГе пожизненное клеймо или низкая социальная ответственность

Шалашовка пошла! Это язвительно-оскорбительное словосочетание нередко звучит из уст сердобольных старушек, когда они оценивают вызывающе, с их точки зрения, одетую, накрашенную женщину. Хотя ее единственный грех – соседство по многоквартирному дому с придирчивыми пенсионерками. Их хлебом не корми – дай посудачить. Если барышня замечена в связи с разнообразными партнерами противоположного пола, все – чуть ли не пожизненное клеймо проститутки. Но на самом деле, шалашовки кто они – девушки с низкой социальной ответственностью. Или женщины, которым в свете обстоятельств не оставалось ничего другого как продавать свою честь за пайку хлеба в не столь отдаленных местах, чтобы выжить? Попробуем максимально подробно ответить на этот вопрос.

18+

Шалашовки кто они женщины в ГУЛАГе: историческая справка

Наиболее известный обывателям сиделец по всеобъемлющей 58 статье, капитан разведки в годы Второй Мировой войны, писатель, Нобелевский лауреат Александр Солженицын датирует появление термина «шалашовка» 30 – 40 годами XX века. Этот период отмечен первыми массовыми репрессиями в стране Советов. Появлением новой пенитенциарной системы – Главное Управление лагерей или ГУЛАГ. До конца 40 годов женщины и мужчины отбывали наказание в общих камерах, если приговор обрекал мотать срок на «крытке» – в тюрьме. Или в разных бараках, но на одной зоне – ИТК (исправительно-трудовой колонии). Тесное сожительство двух противоположных полов не могло остаться без последствий. Редко создавались пары по любви, повально каторжанок использовали для удовлетворения физиологических потребностей. Этим «развлечением» не гнушались как сидельцы, так сотрудники ГУЛАГа.

Гулаг
Ад ГУЛАГа

Из воспоминаний лагерниц: следственный изолятор, камера в тюрьме после вынесения приговора, этап – тяжело, но пережить можно. Настоящий Ад – ИТК! Настрадавшись по пути в лагерь от унижений и грязи, женщина не может очиститься по прибытии на место. Кусок чистой марли, тряпки, даже горячая вода – не роскошь. Их невозможно получить законным путем! Да, баня – процедура, которая обязательная к исполнению в любом лагере. Однако в большевистской зоне традиционное омовение превращается в рабовладельческий рынок. Новоприбывших заключенных раздевают донага. Не самые последние аристократы ГУЛАГа – парикмахеры, производят осмотр на завшивленность, бреют лобки, подмышки и оценивающе рассматривают новый живой товар. Вскоре к ним присоединяются остальные «купцы» из сидельцев и сотрудников разных рангов. При этом совсем не обязательно наличие в бане какой-либо воды. Так в ГУЛАГе начиналась ломка характера, выжигание всего человеческого, что еще теплилось в душах осужденных на долгий срок женщин.

В пользу объективности утверждения писателя-диссидента выступает «Словарь жаргона преступников», выпущенный в 1927 году для внутреннего пользования за авторством сотрудника НКВД Сергея Михайловича Потапова. В этом полном издании термин «шалашовка» еще не фигурирует.

На кого навешивали ярлык шалашовка

Шалашовки, кто они – ответом частично служит этимология слова. Общие камеры, как правило, были оборудованы 2-, 3-ярусными нарами. Первый этаж со всех сторон занавешивался одеялами, простынями или какими-либо другими тряпками за неимением традиционных постельных принадлежностей. Сооружался своего рода шалаш, в котором происходили совокупления. Участниц таких «оргий» называли шалашовками. В лагерях строились натуральные шалаши из лап хвойных деревьев, когда зэков выгоняли из бараков на работы. Чаще всего – лесоповал. В них происходило то же действо, что в застенках «крытки». Хотя, откровенно говоря, осужденные женщины готовы были отдаваться где угодно и с кем попало. Главная задача – получить какие-либо привилегии или дополнительный паек, а значит выжить в адских условиях большевистского ГУЛАГа.

Шалашовка
Ярлык шалашовка

Из воспоминаний узниц сталинских застенок: многие ломаются в первые дни – безысходность, отсутствие даже проблеска надежды делают свое дело. Конечно же, можно заартачится, строить из себя недотрогу, верную жену. Альтернатива – натягивай портки, набрасывай бушлат, подпоясывайся кушаком и бреди в тайгу валить лес. От сего мгновенья и до конца срока! А доживешь ли? Шансов ноль. Скорее через несколько суток непосильной работы прибежишь обратно готовая на все. Но не факт, что получишь индульгенцию. Конвейер репрессий Страны Советов работает с завидной педантичностью, поставляя в лагеря свежий товар. Конкуренция жесткая. Кто не успел, не поступился принципами морали – тот опоздал и уже никуда не едет. Взвесив все «за» и «против», понимаешь – лучше принять предложение, чем идти на смерть. Все равно по пути будешь многократно изнасилована. Почему, в таком случае, не продать себя подороже?

Максимально точное определение термину дал Солженицын в словаре жаргонных выражений, который приложил к собственной пьесе «Республика труда» (1954 год) – это лагерница легкого поведения, способная на любовь в непритязательных условиях. Кстати, первоначальная версия названия пьесы была изменена на «Олень и шалашовка».

Статус падших в ГУЛАГе

Шалашовки, кто они для «блатных», как вели себя узницы сталинского режима? Термин «блатной» не случайно взят в кавычки. В период массовых репрессий учреждения «новаторской» пенитенциарной системы были переполнены «политическими» – осужденными по 58 статье, национальным признакам, религиозным предпочтениям. Настоящие блатные – воры в законе, положенцы, смотрящие, прочие масти криминального мира, просто терялись на фоне неиссякаемого человеческого потока. Для лагерниц, любой, кто мог расплатиться за секс едой, послаблением режима, переводом на более легкую работу считался блатным. Каторжанами мужского пола независимо от их статуса в качестве оплаты сексуальных услуг использовались продукты питания. Валютой ИТК также была махорка, редко папиросы, спиртное, наркотики. Лагерные сотрудники, включая вольнонаемных, имели возможность существенно скрасить срок узницам, определив их на легкие работы. Это могли быть прачечная, медпункт, кухня, швейная мастерская, бухгалтерия.

Барак ГУЛАГ
Комната уединения барак ГУЛАГ

Эта категория заключенных женщин изначально не являлась некой составляющей воровского сообщества. Не имела кого-либо статуса в криминальном мире. Они были жертвами суровых лагерных реалий. Изнурительный, постепенно убивающий труд до 14 часов в сутки при любых климатических условиях. Без выходных, календарных праздников. Нечеловеческие условия, естественно, отражались на поведении даже самых активных зэка. Из воспоминаний вольнонаемного инженера Пустовер-Прохорова, работавшего в 30 годах XX века на БАМе: женщины, следующие в колонне, попросили конвоиров искупаться в обводненном котловане возле железнодорожного полотна – лето стояло знойное. Получив грубый отказ, все 300 душ разделись догола и улеглись загорать. Пока по путям проходили советские поезда – полбеды. Но ожидался международный экспресс. Поэтому переговоры переросли в брутальный разгон нагих баб при помощи брандспойта подогнанной пожарной машины и помещением участниц «протеста» в лагерный карцер.

Не суди, да не судим будешь

Шалашовки, кто они, все-таки? Разобрались с историей возникновения термина, этимологией слова. Статусом, точнее отсутствием такового, в ГУЛАГе. И поведением этой категории женщин-заключенных, в которую не попадали разве что откровенные уродины, инвалиды или старухи. Однако, не осветив глубину проблемы, толкавшую лагерниц на самое страшное преступление по отношению к себе – продажу тела, нельзя принять невиновность. Почему Солженицын, Шаламов, Разгон, прочие писатели, отсидевшие срока в ГУЛАГе, а также рядовые каторжане ни в коей мере не осуждали шалашовок. Автор «Божественной комедии» Данте Алигьери априори пересмотрел свое описание кругов Ада, если бы очутился лишь на мгновение в ИТК молодого большевистского государства. Солженицын в романе «Архипелаг ГУЛАГ» убедительно рассказывает, как обламывали даже самых гордых дам.

Отрывок произведения Нобелевского лауреата посвящен красавице лейтенанту-снайперу М., осужденной, конечно же, по 58 статье. К слову сказать, по этой статье сидело подавляющее большинство заключенных женщин и мужчин. Сошедшая со страниц сказок царевна-красавица пришлась по душе невзрачному, толстому, вечно одетому в грязные шмотки, старому кладовщику. Чтобы добиться своей цели, он обрек девушку на каторжные работы. Постоянные наказания вертухаев, которые были у него на крючке. Угрозами скорого невыносимого физически и морально этапом в один конец. Вскоре, пишет Солженицын, он лично стал свидетелем, как молодая девушка прошмыгнула после отбоя тенью от женского барака к каптерке, возжелавшего ее кладовщика. Затем осужденный лейтенант-снайпер была хорошо устроена в зоне. И это лишь один пример из миллионов, красноречиво иллюстрирующий безвыходность ситуации, в которой оказывались женщины, осужденные репрессивной машиной.

Барак ГУЛАГ
Двуспальные места барак ГУЛАГа

Нет, конечно же, среди общего потока зэка находились каторжанки, которые и на воле не особо заморачивались моральными принципами, легко сходясь с новыми партнерами, коих давно перестали считать. Для таких обеспечить более-менее сносное существование в ИТК через постель – само собой разумеющееся дело. Однако основная масса лагерниц – это замужние, матери, зачастую многодетные, девочки-подростки. Им не просто сделать первый шаг – лучше смерть, чем предательство любимого, оставшегося на воле или ушедшего на этап в другую зону. Но, кому нужна верность мертвеца? Соседки по бараку шепчут о быстром увядании и целесообразности взять от жизни что-то для себя. Даже в этих адских условиях. Не все, но многие соглашаются, обеспечивая относительно сносное существование в ГУЛАГе. Причем девочки-подростки превращаются в самых активных шалашовок. Уйдя по этапу на другую зону, они уже знают, как поставить себя с первых дней в новом окружении. Осуждение? О чем речь? Активируется главный инстинкт человека – выжить любой ценой.

Шалашовок подстерегала опасность на каждом шагу. Они не были застрахованы от смены собственника. Их проигрывали в карты, вышестоящий начальник мог забрать заключенную у своего подчиненного, и, наигравшись, выкинуть, что равносильно возврату к общему режиму, неминуемой смерти. Соседки по бараку, которым хотелось бы устроить свою жизнь, но они не могли этого сделать из-за физических недостатков или возраста, могли сорваться и придушить во сне «счастливую» шалашовку.

Шалашовки в литературе

О лагерной жизни в период ГУЛАГа писали многие авторы. Ценность их произведений – все круги советской репрессивной пенитенциарной системы они испытали на собственной шкуре. Однако самым ярким повествователем каторжанской жизни по праву является Александр Иосифович Солженицын. Он исчерпывающе ответил на вопрос, шалашовки, кто они. Достаточно прочесть его пьесу «Олень и шалашовка», чтобы убедиться в этом. Завершая статью, хочется привести цитату из пьесы Нобелевского лауреата в области литературы: «Ты фронт забудь! И волю забудь! Здесь – свои законы жизни. Здесь – ГУЛАГ. Незримая страна, которой нет в географиях, психологиях и историях. Та незримая страна, в которой девяносто девять рыдают – один смеется!». Своего рода анклав со своим собственным внутреннем уставом, в котором все пытаются выжить как могут.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимаю на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, конфиденциальность.