Мосты Санкт Петербурга — дух истории

Поскольку Санкт-Петербург неофициально именуется аналогом Венеции, мосты имеют здесь в первую очередь функциональное значение. Тем не менее дух истории и архитектурный изыск, витающие в городе повсеместно, отразились на их декоративной составляющей. Кроме того, многие конструкции являются уникальными для России, и с ними может сравниться лишь Европа и США.

Содержание:

История мостостроения в Санкт-Петербурге

Петербург располагается на нескольких десятках островов. Его части разделены как естественными протоками: Мойка, Фонтанка, Большая и Маленькая Невки и т.д., так и искусственно созданными каналами. Во время Петра Великого они имели транспортную функцию для города, то есть служили для перевозки людей и грузов. С развитием городской инфраструктуры и для поддержания экономики стала остро чувствоваться необходимость в возведении мостов. История мостостроения в Санкт-Петербурге прошла путь от наведения простых плавучих сооружений до строительства современных конструкций, в том числе с разводными пролетами.

Мосты Санкт Петербурга

Наплавные разборные мосты в Санкт-Петербурге

Необходимость в использовании мостов возникла после возведения первых построек на Заячьем и Городовом островах, разделенных Невой. Тем не менее в их функционал входила лишь перевозка грузов. Передвижение людей, как того желал Петр I, осуществлялось при помощи водного транспорта вплоть до 1727 года. Тогда-то и был выстроен Исаакиевский мост, который проложили от Васильевского острова до центра. Именно поэтому во многих источниках оглашается, что наплавные разборные мосты в Санкт-Петербурге стали наводить именно с этого времени.

Данные конструкции, имели плавучие опоры и не использовались круглогодично. В зимний период такой конструкции грозило неминуемое разрушение (особенно во время ледохода). Поэтому их собирали и разбирали ежегодно. Однако, опасность для таких сооружений представляли не только погодные условия. К примеру, спустя почти два столетия был уничтожен упомянутый Исаакиевский мост. Освещение здесь поддерживалось при помощи керосина, который вместе с искрами от проходившего мимо парохода, стал причиной сильнейшего пожара. В дальнейшем восстановлением заниматься не стали.

Обратите внимание! В наше время о его существовании напоминают береговые устои из камня на набережных «Университетская» и «Адмиралтейская».

Такие конструкции были актуальны еще достаточно долго. Их строили на обеих Невках, для соединения центрального района с Петроградским районом, а его с Васильевским островом, для связи берегов Невы и т.д. Последний подобный вариант был сделан в 1901 году, соединив Вольный и Голодай.

Появление в Петербурге мостов постоянного типа

Для обслуживания плавучих экземпляров требовалась целая команда, состоявшая из офицеров и рабочих. Их эксплуатация, включая ежегодную наводку и периодичный ремонт требовали больших затрат из государственного бюджета. Поэтому следующей стадией в мостостроении было появление в Петербурге мостов постоянного типа, однако, пока еще с использованием дерева при строительстве.

Свайные варианты имели деревянный настил для передвижения и поручни. Вертикальные поддерживающие сваи устанавливались на дне реки. Позже данная конструкция несколько усовершенствовалась, так как опоры дополнялись подкосными элементами. Кроме того, в данной конструкции имелась возможность сделать устройство для подъема средней части.

До нашего времени, естественно, не сохранилось ни одного плавучего варианта. Тем не менее деревянные свайные все еще существуют:

  • у Петропавловской крепости;
  • на Кировских островах;
  • на самом крупном канале города — Обводном.

Итак, к середине 18 века имелось уже 40 деревянных конструкций различного типа. Однако необходимость в более прочных и масштабных ощущалась все сильнее.

Строительство мостов с использованием прочных материалов

Далее в Санкт-Петербурге развивалось строительство мостов с использованием прочных материалов.

Первым мостом из гранита стал Эрмитажный на Зимней канавке, состоящий из одного пролета. Его открытие состоялось в 66 году. К окончанию 60-х в городе имелись и более длинные каменные постройки, например, Прачечный мост на Фонтанке, состоявший из трех пролетов. Вскоре Фонтанка застраивалась достаточно активно.

Тем не менее прямое название «Каменный мост» дали построенному на Екатерининском канале в 76 году. Как нам теперь известно, наименование не связано с тем фактом, что он стал первым каменным сооружением. Скорее этому послужил монументальный вид этой арки, с разнонаправленной кладкой.

Возьмите на заметку! «Каменный мост», а также два моста на Фонтанке старого образца с башнями и цепями: Ломоносова и Старо-Калинкин (построенные по эскизам Перроне в 1780-е годы) можно лицезреть и сейчас.

Первые чугунные постройки появлялись с 1806 года по 1818 на Мойке, а также на Обводном и Введенском каналах.

Первые мосты через Неву

Именно первые мосты через Неву стали значительным прорывом в мостостроении Петербурга. В 1850 году отстроили Благовещенский мост, возглавивший этот список и соединивший Второй Адмиралтейский и Васильевский острова.

Его рекорды:

  1. Самый масштабный сварной экземпляр на период довоенных лет в мире (применялась электросварка без заклепок).
  2. Длина 0,3 км. В Европе таких аналогов на то время представлено не было.
  3. Поворотная разводка, которая до этого не использовалась на территории нашей страны. То есть один пролет (у правобережья) разводился параллельно реке без поднятия вверх.

Именно с этого времени начинается активное строительство масштабных переездов через Неву. Вторым сооружением данного типа стал в 79 году Литейный мост, связав центр с Выборгской стороной. А в 1803 году открыли Троицкий, который соединил два острова: Первый Адмиралтейский и Петроградский. Они оба имели поворотный характер разводки. И лишь следующий Большеохтинский, имел вертикально разводные крылья. Он был открыт более чем через столетие в 1911 году.

В итоге город приобрел 21 трансформер с разводными пролетами, которые позволяли беспрепятственно проходить различным судам. На данный момент функционирует в качестве разводных только 13.

Уникальные мосты Санкт-Петербурга

Общее количество мостов в Петербурге давно исчисляется не одной сотней. Интересными из них являются как маленькие пешеходные, так и большие разводные с проезжей частью. В том числе находящиеся как в самом городе, так и располагающиеся около него в известных для посещения местах: Петергоф, Пушкин, Кронштадт и т.д. Рассмотрим уникальные мосты Санкт-Петербурга, чья известность обусловлена их рекордами или культурной составляющей.

Дворцовый мост

Пожалуй, этот экземпляр через Неву самый растиражированный раскрывающийся не только в Петербурге, но и в России. Его открытие состоялось в 1916 году. Он соединил Адмиралтейский и Васильевский острова. Дворцовый мост официально признанная часть культурного наследия, а также символ города. Наименование связано с расположенным поблизости Зимним дворцом, а также одноименной набережной и площадью.

Дворцовый мост

Здесь имеются два поднимающихся крыла в середине, которые весят 700 с лишним тонн. Высота над водой около 6 метров, благодаря чему создается эффект пролегающего по водной глади дорожного полотна. В дни празднеств открытые вертикально крылья используются для показа фильмов.

Особых декоративных изысков не наблюдается, однако, ночью включается эффектная подсветка по всей длине. Процесс развода его крыльев собирает множество туристов, ведь он вполне доступен по своему расположению. Кроме того, с него открывается панорама с видом Эрмитажа, Кунсткамеры, Петропавловской крепости, Ростральных колонн и т.д.

Троицкий мост

Троицкий мост также раскрывающийся и проложен от Петроградского до Адмиралтейского острова. Его строительство окончилось в 1903 году. Длина в 580 метров — это рекорд для невских мостов в тот период. Разводное крыло находится слева.

Троицкий мост

Троицкий мост славится легендой о том, что Валерий Чкалов пролетел под ним на своем самолете для завоевания сердца любимой. На деле нет никаких достоверных источников, подтверждающих этот факт. Однако, для съемок фильма о Чкалове такой полет действительно совершил летчик Е. Борисенко в 1940 году.

Минималистично декорированные решетки моста, произведены при помощи чугунного литья. Тем не менее они гармонично сочетаются с металлическими арками пролетной системы. При въезде на мост с обеих сторон имеются монументальные обелиски с двуглавыми орлами. Визитной карточкой служат и красиво декорированные трехрожковые фонари.

Ночью Троицкий мост освещается по всей длине. Увидеть это зрелище также собирается немалое количество людей. С него же открывается прекрасный вид на самую большую мечеть города, крепость имени Петра и Павла, собор в ней же, а также набережную.

Литейный мост

Третий трансформер в нашем списке был возведен в 1879 году для соединения центра с Выборгской стороной. Отличен Литейный мост тем, что построен над самым глубоким местом на Неве.

Литейный мост

Знаменит он своим мистическим флером, который с успехом поддерживается его декоративными особенностями. Выделяется отлитыми из чугуна перилами, на которых изображено больше пятисот русалок. Их хвосты вплетаются в общий узор. Рядом с русалками изображаются мифические морские существа. Ограда внесена в реестр объектов наследия культуры прошлых поколений, а его декор признан еще одним символом города.

Имеется поверье о том, что ранее рядом располагалось языческое святилище, а на дне Невы в этом месте находится священный камень, которому ранее приносили жертвы. Поэтому с этим связывали всевозможные случаи с затонувшими судами, смертью людей при строительстве и т.д.

Большой Обуховский мост

Итак, стоит уделить внимание неразводным мостам. В данном случае идет речь об уникальном для данного города строении от пр-кта Обуховской Обороны до магистрали Невского района. Большой Обуховский мост относительно новый, так как открыт в 2004 году.

Большой Обуховский мост

Его рекорды:

  1. Первый над Невой без разводного механизма. Высота над водой целых 30 метров, что дает возможность прохода под ним большим судам. Поэтому он единственный в городе, позволяющий перебраться с одного берега на другой, когда закрыты разводные.
  2. Первый вантовый в Петербурге. То есть висячий, держащийся на тросах, прикрепленных к пилонам.
  3. Один из длиннейших в России – 2,8 километра.
  4. Выдающийся для Петербурга по длине пролетного перекрытия – 382 метра.
  5. Наиболее масштабный через Неву.

Кроме того, интересна его конструкция. По факту это два параллельных моста с разным направлением движения. Однако, они имеют одно наименование.

Банковский мост

Банковский мост на канале Грибоедова соединил Казанский и Спасский о-ва. 1826 году неподалеку располагался банк, с чем и связано название. Этот подвесной на цепях экземпляр ценен тем, что подобных пешеходных мостов осталось крайне мало. Кроме того, он является еще одним символом города.

Банковский мост

Несмотря на небольшую величину (длина примерно 25 метров), свою известность он приобрел благодаря скульптурам четырех грифонов с золочеными крыльями. На самом деле скульптуры имеют вполне функциональную роль, так в них спрятаны механизмы, держащие цепи.

Синий мост

Синий мост над Мойкой был необходим для соединения Казанского и Второго Адмиралтейского острова. В качестве деревянного стоял здесь с 1737 года и окрашивался в то время синей краской, из-за которого ему дали такое название.

Синий мост

Это безусловный рекордсмен по ширине пролета, которая составляет 97,3 метра (при длине всего 29,4 метра). Он входит в комплекс Исаакиевской площади и даже сливается с ней, воспринимаясь ее частью.

Тройной мост

Тройной мост — это неофициальное наименование интересного комплекса, состоящего из нескольких арок. Он находится в центре города и связывает Спасский, Адмиралтейский и Казанский острова. Один пролет построен над рекой Мойкой, второй пролегает над каналом Грибоедова, а третий является сухопутной дамбой.

Тройной мост

Строение из дерева было возведено еще в 1730 году. Каменная вариация появилась в 1830 году.