Кронштадт достопримечательности путешествуем по городу Петра воинской славы

Кронштадт – уникальный город. Располагается в Финском заливе на острове Котлин и более мелких близлежащих островах. С материком он соединяется западным полукольцом трассы А118 – такой официальный номер имеет Кольцевая автомобильная дорога (КАД) вокруг Санкт-Петербурга. Кроме этого в город можно добраться на железнодорожном и водном транспорте. Здесь нет ни одного светофора, на дорогах «правят бал» пешеходы. Мировое сообщество в 1990 году признало историческую ценность Кронштадта — достопримечательности, расположенные в крепости, были внесены в список ЮНЕСКО. А в 2009 году город получил федеральный статус «Город воинской славы».

Кронштадт достопримечательности: Морской собор

Все, кто побывал в Кронштадте, отмечают, что Морской Никольский собор является жемчужиной этого города. Освящен храм был в 1913 году, а строительство началось на десять лет раньше. Вопрос о возведении подобной святыни поднимался еще в 1830 году, поле того, как построенная по приказу Петра Первого деревянная церковь для моряков совершенно обветшала и была демонтирована. Но только в 1897 году был организован сбор добровольных пожертвований. Инициатором стал кронштадтский военный губернатор Н. И. Казнаков. Именно он обратился с прошением к государю Николаю II, и царь дал свое высочайшее благословение. Собор должен был стать олицетворением величия Российского флота и его колыбели города Кронштадта.

Морской собор
Морской собор в Кронштадте

По результатам нескольких конкурсов был отобран проект инженера Василия Косякова. В его эскизах храм внешне перекликался с константинопольским собором Святой Софии. Но это только на первый взгляд — пропорции, отделка, присутствие морской символики делают это сооружение совершенно уникальным. Строительство было решено проводить на месте складов, в которых хранились старые якоря. Выбор места был не случайным, так как предполагалось, что центральный купол (высота 70,5 м.) должен быть виден морякам за несколько километров от острова. Грандиозное здание (в центральной части храма единовременно может находиться 3 тысячи молящихся) выглядит нарядным, легким, почти воздушным. Отличительной особенностью Морского собора являлись 150 памятных досок, на которых были высечены имена выдающихся представителей Российского флота за 200 лет своего существования.

Есть в истории храма и трагические страницы. После прихода Советской власти, в 1929 году собор был закрыт. Кресты и колокола были сняты, а памятные таблички пошли на хозяйственные нужды. Некоторое время в нем располагался кинотеатр, а после Великой Отечественной войны – клуб. Реконструкцию храма начали в 2002 году. Богослужения возобновились 28 июня 2013 года и приурочили это событие к вековому юбилею освящения Морского собора. И теперь он, как и 100 лет назад является центральным храмом Военно-морского флота России.

Петровский док в Кронштадте

Развиваться Кронштадт начал со времен Петра Первого. Он играл важную оборонительную роль и служил форпостом, защищая подступы с моря к новой столице Российской империи. Вновь сформированный флот нуждался в ремонтной базе. В своей поездке по Европе император имел возможность наблюдать работу Голландских доков. Но у них был один существенный недостаток – очень долго (почти месяц) происходила откачка воды. Решение было простым, как и все гениальное, спускать воду самотеком в резервуар, находящийся ниже уровня дна дока. Эту идею и решено было реализовать в Кронштадте.

Петровский док
Петровский док служил форпостом

Строительство началось в 1719 году и затянулось на 33 года, затрачено было немало денежных средств и людских ресурсов. Первый в России сухой док заработал в 1752 году, через 27 лет после смерти своего основателя, в период царствования императрицы Елизаветы Петровны. Это грандиозное для того времени сооружение, протяженностью 2,4 км., одновременно могло принимать на ремонт десять больших кораблей. Стены канала обложены тесаным камнем, а от морской акватории его отгораживают огромные ворота. Рядом был выкопан бассейн, в который из дока спускалась вода. И пока происходил ремонт судов, вода из бассейна откачивалась обратно в море.

Все работы в доке выполнялись вручную, пока в 1774 году из Шотландии не доставили паровой двигатель, который заменил людей на откачке воды из бассейна. Чудо машина откачивала воду за 9 дней! Работала она на протяжении 75 лет. На сегодняшний день док не действует и находится в заброшенном состоянии. Хотя еще в 2008 году он частично использовался для ремонта судов. Несмотря на бездействие, комплекс имеет внушительный вид и посмотреть на него однозначно стоит. А вот бассейн, теперь постоянно заполненный водой, считается одним из украшений Кронштадта.

Кронштадтский футшток и здание мареографа

Для установления абсолютных глубин и высот необходима некая отправная точа или как ее называют «нулевая отметка». За такую метку берут средний уровень моря относительно суши. Чтобы установить его необходимо проводить замеры и исследование не один год подряд. Основным инструментом в проведении подобных измерений является футшток – своеобразная большая линейка, с нанесенными на нее делениями. В Кронштадте есть такое устройство, которое является одним из старейших в мире.

Кронштадтский футшток
Кронштадтский футшток наблюдение за уровнем воды

Созданием футшточной службы озаботился еще Петр I. Ведь для молодого флота было важно знать глубину вод, где они плавают. Поэтому наблюдения за уровнем воды в Балтийском море началось еще в 1703 году, а через четыре года появилась официальная служба, проводящая замеры и вычисления, и располагалась она как раз на острове Котлин.

Санкт-Петербург располагается в таком месте, которое периодически подвергается наводнениям. Поэтому отслеживания уровня воды в Финском заливе и Неве было жизненно необходимо для новой столицы. Этим на протяжении 14 лет (с 1825 по 1839 гг.) занимался ученый гидрограф М. Ф. Рейнеке. Именно сего подачи на гранитном устое Синего моста в Кронштадте была нанесена метка, отмечающая нулевой уровень. Сегодня футшток находится на том же самом месте.

Здание мареографа
Здание мареографа установлен 1898 году

Недалеко от него (буквально через дорогу) располагается мареограф. Это тоже футшток, но способный автоматически отмечать изменение уровня воды. Устройство очень просто: колодец, соединенный с Финским заливом, на поверхности которого находится поплавок, соединенный с пишущим механизмом. Впервые он был установлен в 1898 году. Изначально над ним соорудили простой деревянный павильон, позже поставили каменный в петровском стиле. Последняя перестройка состоялась в 1950 году.

На сегодняшний день мареограф работает в полностью автоматическом режиме, получаемый данные передаются по системам связи. Но соблюдая традицию, 4 раза в сутки, сотрудник кронштадтской метеослужбы снимает показания вручную.

Памятник колюшке в Кронштадте

На противоположном от мареографа берегу Обводного канала расположилась еще одна, довольно необычная достопримечательность Кронштадта. На гранитной стене водной магистрали расположился памятник рыбке колюшке. Удостоилась рыбешка такой великой чести неспроста. В годы блокады Ленинграда, когда сотни тысяч людей умирали от голода, колюшка стала спасительницей. Как только с водоемов сходил лед, жители, вооружившись сачками, выходили ловить рыбу. Причем поймать ее можно только в такой способ — рыбешка настолько мелкая (3,5 – 7,5 см), что проскальзывает сквозь самую мелкую сеть. Так что в промысловом плане она никогда не была интересна.

Памятник колюшке
Памятник колюшке на гранитной стене

Колюшка не имеет чешуи, а спинной и грудные плавники имею вид колючек, из-за которых она и получила сое имя. Хозяйки перемалывали рыбку целиком, удалив предварительно желчный пузырь, и жарили котлеты. Готовили так же уху из колюшки с добавлением рыбной муки. В голодные годы такая еда, приготовленная из рыбы, которую в сытые времена даже котам не всегда дают, была настоящим деликатесом. Несмотря на свой небольшой размер, колюшка очень питательна — почти четверть ее веса составляет жир, в котором содержится много кератина и витамина Е.

Разговоры о том, что необходимо увековечить колюшку ходили давно, но воплотили словесные обсуждения в металл и бронзу в 2005 году. Памятник имеет вид волны, которая на своем гребне выносит три маленькие рыбки. Рядом, на металлическом ограждении канала, установлена памятная табличка со стихотворным посвящением колюшке. Ежегодно, в День снятия блокады, местные жители несут цветы к памятнику, отдавая дань спасительнице множества жизней. Памятник установлен не так давно, но уже успел приобрести собственную легенду. Считается, что если перед рыбалкой наведаться к корюшке, то улов будет знатным. Поэтому рыбаки заходят сюда довольно часто.

Форты Кронштадта

Кронштадт изначально основывался с целью защиты северной столицы от угрозы с моря. Для этого был возведен целый комплекс фортов, расположенных как на самом Котлине так и на семнадцати искусственно созданных островах. Строить укрепления начали в начале XVIII века, и продолжалось вплоть до революции 1917 года. Крымская война 1853 — 56 гг., польское восстание 1860 г., когда отношения с западными странами обострились до предела, побудили власти империи заняться перестройкой, укреплением фортификационных сооружений. В этот же период было воздвигнуто и несколько новых фортов. К концу XIX века некоторые из них были выведены из употребления как устаревшие. Причиной этому послужило развитие артиллерии. В годы Великой Отечественной войны древние укрепления сыграли немалую роль в обороне Ленинграда и Ораниенбаумского плацдарма.

Форты Кронштадта
Форты Кронштадта доступны для посещения туристов

На сегодняшний день некоторые форты являются туристическими достопримечательностями, некоторые до сих пор сохраняют статус оборонительных сооружений и тщательно охраняются, а некоторые просто заброшены. Для туристов доступны следующие фортификационные памятники: форты «Шанец», «Риф», Северные №1, №2, №4 №5, Южные №3», №2 №1, «Великий Князь Константин», «Павел I» «Император Александр I» «Обручев», «Тотлебен», батарея «Демидов». Некоторые из них доступны для автотуристов или пеших, а до некоторых можно добраться только водным транспортом или зимой по льду.

Форты Кронштадта
Форты Кронштадта обзор с вертолета
Форты «Петр I» и «Кроншлот» и сегодня выполняют оборонительные функции, являясь режимными объектами. Поэтому попасть в них на экскурсию не удастся.

Музей-кабинет А.С. Попова, памятник Попову

Кронштадт славен не только своими военными моряками, адмиралами и простыми матросами, но и «простыми» гражданами. Одним из них является изобретатель радио Александр Степанович Попов. Он не уроженец города, но длительное время (с 1881 по 1901 гг.) преподавал физику в Минном офицерском классе, учебном заведении, готовившим минных офицеров. Именно здесь начиналась эра радио – связи без проводов. В 1895 году, после серии опытов, был представлен первый радиоприемник. Случилось это 7 мая и теперь это официальный день радио. Здесь же была представлена и первая России рентгеновская трубка. Создавалась она совместно с С. С. Колотовым. Организация музея Попова на месте его работы произошло практически спонтанно. В апреле 1906 года коллеги и ученики великого изобретателя собрались, чтобы вспомнить времена совместной работы. На вечере была организована выставка приборов, созданных Поповым и его соратниками. Именно она легла в основу экспозиции кабинета-музея.

Памятник Попову
Памятник Попову изобретателю радио

В 1958 году к существующим экспонатам добавились и другие, отражающие этапы развития радиотехники. В существующем зале они не помещались и были открыты еще два. В таком виде он дожил до наших дней и размещается в бывшем Минном офицерском классе. 12 мая 1945 года в прилегающем к учебному заведению парке был открыт памятник А. С. Попову. Автором скульптуры был В. С. Чеботарев, а приурочили открытие к 50-летию первой демонстрации радиосвязи. Через 30 лет сквер подвергся реконструкции и перепланировке. Памятник изобретателю переставили на новый гранитный постамент и установили в центре парка.

Официального названия парк не имеет, но кронштадтцы его любовно называют «садиком Попова».

Заключение

Кронштадт – древний славный город. Он богат достопримечательностями, как древними, так и современными. С ними невозможно ознакомиться за один-два дня. Поэтому, планируя поездку в этот город, лучше выделить на осмотр его по возможности побольше времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимаю на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, конфиденциальность.