Многие родители замечают, как их чадо при любом удобном случае пытается грызть ногти. Этот недуг получил название онихофагия. Стремление обгрызать фрагменты кожи около ногтевой пластины прозвали дерматофагией.
Как отучить ребенка грызть ногти
Данная вредная привычка проявляется у детей практически всех возрастов. Она также не обходит стороной некоторых взрослых. Для многих родителей борьба со стремлением ребенка грызть ногти делается настоящим испытанием.
По информации множества исследований, дети возрастом от 3 до 6 лет довольно редко страдают данной проблемой. Эта вредная привычка набирает обороты с 7 до 10 лет, а в подростковом возрасте проявляется у почти 45% подростков. Зачастую это мальчики. Это обусловлено наличием большого количества испытаний, с которыми сталкиваются дети в переходном возрасте.
Многие родители надеяться, что ребенок со временем сам бросит грызть ногти. А некоторые взрослые и вовсе не считают эту вредную привычку опасной.
Почему не следует грызть ногти ребенку
Онихофагия таит в себе ряд опасностей:
- искажение формы пальцев;
- неисправимые изменения, касающиеся формы ногтевых пластин;
- прекращение нормального роста некоторых ногтей;
- кишечные инфекции, проявляющиеся при попадании в организм болезнетворных микроорганизмов, накапливающихся в течение дня под ногтями и проникающими в ротовую полость при их обгрызании;
- проявление воспалительных процессов и нагноений на обкусанной коже;
- глистные инвазии, спровоцированные попаданием в организм яиц глистов;
- повреждение одного или нескольких зубов, которые постоянно используются для того, чтобы обкусывать ногтевые пластины. Это нередко приводит к расшатыванию зубов и проявлению воспалительных процессов;
- в детском возрасте эта привычка часто становится первопричиной для насмешек со стороны сверстников;
- во взрослой жизни онихофагия может вызывать проблемы в личной жизни, при общении с незнакомыми людьми и в трудовом коллективе.
Откуда берется желание у ребенка грызть ногти
Развитие данной привычки является следствием необходимости выражения ребенком собственных эмоций.
Онихофагию зачастую вызывают следующие факторы:
- состояния тревоги;
- недовольство собственными возможностями и достижениями;
- депрессивные состояния;
- нервное напряжение;
- боязнь использования инструментов для обстригания ногтей;
- подражание взрослым или ровесникам;
- скука.
Многие психологи отмечают, что эта нервная привычка, как и закручивание волос вокруг пальца или желание грызть ручку или карандаш является следствием развития состояния тревоги или депрессии. Так ребенок выражает собственные чувства и переживания.
Эта привычка может расцениваться, как способ винить («грызть») самого себя по какому-либо поводу. К этому нередко приводят родительские упреки, сравнение со сверстниками или давление со стороны взрослых.
Как одна из вероятных причин, что ребенок грызет ногти, возможно уходит в его детство, а именно до полутора лет. Этот период, по взгляду Фрейда, связан с оральным этапом формирования ребенка, когда главная потребность – питание, удовлетворяется с помощью материнской груди. То есть на этом периоде развития случаются некоторые сбои. Например, у матери возникли проблемы с лактацией или надо выйти досрочно на работу и она его переводит не своевременно на искусственное вскармливание.
То есть основаниями напряженности возникает неудовлетворение базовой потребности в питании.
В совсем юном возрасте проблема часто проявляется после, развода родителей или множественных семейных скандалов, свидетелем которых стал ребенок. Некоторые дети таким способом переживают чувство одиночества и ненужности.
Исправить положение можно лишь путем создания в семье спокойной атмосферы, когда родители в достаточной мере (но не чрезмерно) проявляют любовь и внимание, а общение проходит без криков. В неблагоприятных условиях практически невозможно избавить ребенка от привязанности грызть ногти и многих других проблем.
Если онихофагия проявляется в 6-7 лет, это свидетельствует о наличии переживаний, связанных с посещением школы. Это могут быть сложности с усвоением учебной программы, выполнением нелегких домашних заданий, трудностями в налаживании отношений с одноклассниками. Эти и многие другие стрессовые ситуации становятся причиной появления недовольства собой.
Обгрызание ногтей используется в качестве метода для успокоения после переживания стресса, вызванного жизненными неудачами, который усиливается упреками со стороны родителей и других взрослых. Эта привычка является попыткой избавиться от внутренней напряженности, когда родители не обеспечивают должной поддержки.
В определенных ситуациях, например, когда ребенку скучно, он может грызть ногти для развлечения и концентрации внимания на некотором действии.
Физические и моральные наказания со стороны родителей, неблагоприятная обстановка в семье и продолжительное время, проведенное за просматриванием телевизора нередко порождают эту пагубную привычку. Иногда она служит методом выражения агрессии, желания насолить родителям или просто привлечь их внимание.
Иногда онихофагия развивается из-за неправильного ухода за руками крохи. Если у малыша на пальцах остаются заусеницы, он будет стараться избавиться от них при помощи зубов. Если мама обрезает ногти чрезмерно коротко, что вызывает болезненные ощущения, ребенок попытается избежать этой процедуры впредь и будет обгрызать их самостоятельно.
Некоторые подростки проявляют перфекционизм и любые изъяны на кончиках пальцев исправляют наиболее доступным способом.
Как понять, что ребенок волнуется и переживает
Есть те действия, совершая которые ребенок должен натолкнуть маму или папу, что идет речь о каком-то невротическом состоянии.
Правдиво ответьте на вопросы:
- Ваш ребенок не высыпается, часто просыпается по ночам?
- Он очень быстро говорит или молчун? Долго не может решиться, кусая губы, сказать, что он хочет.
- У него расширяются зрачки на раздражители. Он щипает, бьет себя, когда совершает какое-то неправильное действие.
У вас вышло три ответа «да». В этом случае нужно решать проблему с психологом.
Как отвадить ребенка грызть ногти
Такая привычка зачастую является бессознательной, поэтому нравоучения и физические наказания не помогут от нее избавиться.
Это превращается в замкнутый круг. Почему? Этот поступок сам ребенок не контролирует! Он не может его предотвратить усилием воли. Но, когда он слышит от взрослых реакцию запугивания, превращается еще в более виноватого. Чувство тревоги растет, ему еще больше хочется грызть ногти.
Наблюдение за детьми поможет выяснить, в какие моменты они грызут ногти. Определение обстоятельств, в которых это происходит, является важным шагом на пути борьбы с подобным увлечением.
Родителям стоит обзавестись терпением, поскольку побороть данное навязчивое действие можно только путем изменения обстановки, в которой оно проявляется, или отношения к ней.
Чтобы отучить ребенка от этой пагубной привычки можно воспользоваться действенными методами:
Брать собственного ребенка на маникюр, где ему уберут все заусенцы, сделают прекрасные ногти.
Выработать за правило раз в неделю совместно с мамой быть на маникюре. Это гигиеническая процедура к половой принадлежности ребенка, не относится. Ногти должны быть чистые, ухоженными и в порядке!
Отказ от наказания ребенка за данное действие. Ругая своего сына или дочь, родители лишь усиливают напряженность, заставляющую малыша так себя вести.
Реакция должна быть сдержанной. Не стоит делать из этой привычки трагедию, создавая дополнительный стресс. Это особенно актуально в тех случаях, когда ребенок, обгрызая ногти, выражает собственный протест, видя, что родителям это не нравится. Со временем такое поведение может стать частью его сущности.
Самооценка и гордость, проявляющаяся у ребят уже в возрасте трех лет, не дает им слепо мириться с множеством родительских запретов. Поэтому нужно проявлять любовь и ласку, попутно во всех деталях объясняя, почему так делать не стоит.
Нужно выяснить путем бесед и наблюдений, что именно тревожит малыша, чтобы вместе с ним свести к минимуму влияние этих причин.
Если ребенок грызет ноготки из-за того, что не знает, чем заняться, нужно обеспечить ему увлекательный досуг. Это могут быть прогулки вместе с родителями, развивающие игры, рукоделие, занятия спортом и прочие увлечения. Не стоит делать главными развлечениями своего чада просмотр телевизора или игру за компьютером, поскольку это лишь усугубит проявление незащищенности и одиночества.
Можно научить ребенка иным способам успокоения в напряженных ситуациях, например, считая до десяти, играя с брелоком или рисуя на бумаге.
Вы, наверное, замечали, что ребенок грызет не только ногти, но и авторучки. Когда мы говорим о покусывание авторучки, это меньшее зло из двух возможных.
С другой стороны мы можем предлагать ребенку, чтобы он всегда имел сушки. Когда он взволнован или тревожится, не очень справляется с теми событиями жизни — всегда мог погрызть эти сухарики.
Нужно показывать детям, что они при возникновении сложностей могут обратиться к родителям.
Маленькому ребенку можно рассказать сказку, в какой один персонаж грыз ногти, и поэтому он болел и с ним никто не дружил, а другой герой не имел такой привычки, и все у него было хорошо. Старшим детям стоит показать соответствующие фото и видео, а также объяснить, почему это увлечение опасно и с ним нужно бороться.
Игры, рукоделие и другие увлекательные занятия помогут переключиться на более безопасный способ снятия стресса.
Приведенные доводы должны соответствовать полу ребенка.
Для малышей в аптеке можно приобрести специальный лак, отличающийся горьким вкусом, который поможет привить неприятные ассоциации к процессу откусывания ногтей.
В тревожные моменты надо подбадривать детей.
Что должно насторожить родителей когда ребенок грызет ногти
Если эта проблема дополняется подергиванием ногой, нервными тиками и другими проявлениями невроза, когда ребенок временами грызет ногти уж весьма ожесточенно, можно сказать до мяса. Конечно, это является основанием посетить специалиста, психолога, невролога или психиатра.
Самолечение в данном случае может привести к более серьезным расстройствам.
Во всех других случаях, если мы обеспечиваем ребенку в семье психологический комфорт, оказываем эмоциональную поддержку в его контактах с ровесниками, другими важными взрослыми. То есть, обеспечиваем ему психологическое благополучие, данная привычка со временем уходит сама.
Ребенок грызет ногти: краткие итоги
Заметив, что ребенок часто грызет ногти, многие родители желают избавить малыша от этой привычки максимально жесткими методами, надевая на детские руки перчатки, смазывая пальцы горьким перцем и подобными средствами или наказывая свое чадо.
Желание избавить ребенка от вредного увлечения похвально, но подобные методы часто лишь усугубляют ситуации, нанося психологическую травму.
Нужно запастись терпением, выяснить причину такого поведения и попытаться изменить обстановку, в которой это происходит. Царящая в семье атмосфера заботы и любви повысит детскую самооценку и будет способствовать социальной адаптации в садике, школе, институте и взрослой жизни. В критических случаях проявления непреодолимых навязчивых действий рекомендуется посещать педиатра или невролога.
Список используемой литературы:
- Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
- Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
- Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
- Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
- Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
- Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
- Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
- Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
- Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
- Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
- Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
- Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
У меня оба ребенка грызли ногти, как, впрочем, и я в детстве. Нервные мы были, очень впечатлительные натуры. Внимание нужно было от ногтей отвлечь. Для меня существует три действенных способа прекратить это занятие. Я грызла ногти до 8 лет, а потом мама подарила мне маникюрный набор. В нем было куча всяких пилочек, щипцов и других интересных штучек. Мне очень хотелось ими пользоваться, поэтому пришлось отрастить ногти. Дочери помог специальный лак, который на вкус был очень горьким. Ну а сынуля был самым дорогим в этом плане: бабушка заплатила ему 100 рублей за каждый отстриженный ноготь.
Я в детстве никогда не грызла ногти, а вот сестра постоянно. Дело в том, что основным воспитанием занимались бабушки, и мы проводили большую часть времени в разных местах. Моя бабушка была медсестрой, помешанной на чистоте и аккуратности, поэтому и я выросла точно такой же. А воспитывавшая мою сестру бабушка, в принципе не заморачивалась этими мелочами, из серии грызешь ногти и грызи… Или, например, когда захочет есть ребёнок, тогда пусть и кушает. В результате у нас два разных воспитания, и совершенно разных темперамента. Поэтому, на мой взгляд, ничего из приведенных советов в статье не будет работать, если ребёнка с детства не приучают к дисциплине и личной гигиене. Кажется вроде такая мелочь, но именно она формирует привычки человека. И родители, которые не ухаживают за своими ногтями или грызут их, не смогут воспитать «чистюлю» с полным отсутствием плохих привычек.
Каждый родитель, воспитавший ребенка может считать себя в некоторой степени детским психологом. И мы тоже долго боролись различными методами, пока не пришла осознанность, и не выработался алгоритм действий. Здесь борьбу нужно вести по трем направлениям. Во-первых, физически занять руки, чтобы они не тянулись в рот. Во-вторых, приводить примеры негативных последствий и положительных результатов, среди которых внешний вид. И в третьих, выработка на подсознательном уровне привычки выполнять какое-либо действие, когда приходит желание погрызть ногти. Например, если ребенок нервничает перед экзаменом, направить его энергию на ручной эспандер.