Как взаимодействовать ребенку с учителями: почему все таки в школе главный учитель

Такие разные учителя. Если спросить у учащихся: «Кто в школе главный?» — можно услышать множество вариантов. Кто-то скажет: «директор» (ведь он руководит целой школой), «ученик» (если бы не было учащихся, и школы были бы не нужны), «повар в школьной столовой». Однако все же главный человек в стенах школы – это без сомнения учитель.

Такие разные учителя
Учитель проверяет работы

Конечно, в отличие от родителей, учителей можно выбрать, однако учащимся необходимо научиться выстраивать систему взаимоотношений с каждым преподавателем, чтобы он не превратился во врага, но стал настоящим другом и союзником. С первого раза эта мысль может показаться утопической, однако существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться.

Правила в отношениях с учителями для ребенка

  • Видеть в учителях обычных людей и понимать, что ничто человеческое им не чуждо.
  • Ученики должны принимать своего учителя, как начальника, дающего задания и оценивающего результат труда, знания; ни при каких обстоятельствах, не нарушать субординацию.
  • С учетом всех требований учителя выполнять задания, которые он дал.
  • Не следует спорить с учителем по поводу и без, ведь учитель всегда прав.
  • Не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций с преподавателями, поскольку в большинстве случаев именно ученик терпит в них поражение.

Взаимодействие ребенка с учителями: типы учителей

Мы обозначили выше, что учитель – обычный человек, у которого преобладает определенный тип темперамента; по рассказам школьников можно безошибочно относить одних преподавателей к сангвиникам, других к меланхоликам, флегматикам и даже холерикам. Однако можно пойти дальше, и выделить в несколько раз больше типов учителей.

Учитель тиран для ребенка

Пожалуй, из всех типов, это самый узнаваемый. В любой школе можно встретить такого преподавателя, но чаще всего в одном экземпляре. Ученики уважают и одновременно его боятся, и при этом придумывают звучные прозвища: Броня, Химоза, Кобра, Акула, Диктатор. Многие ребята признаются, что им достаточно услышать фамилию или имя такого учителя, как кровь начинает стынуть в жилах. Спустя много лет после окончания школы, преподаватель с непростым характером снится своим повзрослевшим ученикам в кошмарах. Его властность не знает границ (он не боится ни директора, ни министерства), а родители лишний раз стараются с ним не связываться, и уж тем более куда-либо жаловаться на него.

Такие разные учителя
Учитель тиран
Великолепное знание своего предмета, дает ему право спрашивать, что называется «по полной программе». Любит давать своим ученикам задания, на выполнение которых у них уходит много времени, сил. Излюбленное увлечение – проведение внеочередной проверочной работы. С его урока практически невозможно сбежать, раньше уйти на перемену также не получится, впрочем, как и опоздать.
Он придерживается одного принципа – держать учеников в «ежовых рукавицах». Жесткость, методичный контроль и прессинг, по его мнению, благоприятствуют повышению успеваемости, налаживанию дисциплины в классе. «Посадить на двойки» для учителя-тирана проще простого. Любая мелочь, любой недостаток попадает в поле его зрения. Многие ученики сетуют на то, что у деспота практически невозможно получить хорошую оценку. Однако директор не торопится усмирять нрав непростого учителя, ведь на контрольных точках (экзаменах), ребята, которые обучались у такого преподавателя, демонстрируют весьма неплохие результаты.

Если ребенок переживает из-за враждебных отношений с учителем-тираном, поговорите с ним, объясните что все люди разные, кто-то слишком строг, кто-то более мягок. То, что учитель от ребенка много требует, не значит, что он плохой, просто он использует такую методику поведения. Акцентируйте внимание на положительных качествах педагога, стиле преподавания, хотя это не просто: «Конечно, у тебя очень строгий, но в то же время справедливый учитель, его предмет ты будешь знать в совершенстве, из-за высоких требований, которые он предъявляет». Ребенок получит неплохой жизненный опыт взаимодействия с разными людьми. Также посоветуйте своему чаду более тщательно готовиться к уроку, ходить на факультативные занятия, которые ведет этот учитель.

Такие разные учителя
Учитель новатор

Учитель новатор для ребенка

Любимый тип преподавателя у каждого школьника, и это объяснимо. Ведь у такого преподавателя, что ни урок, то эксперимент, спектакль, шоу; каждая, даже самая неинтересная, тема у него становится увлекательной. Дети обожают такого преподавателя за то, что он всегда информирован, в курсе всевозможных новинок (начиная от интерактивных методов ведения урока и заканчивая ультрамодными гаджетами), имеет отменное чувство юмора, любит «сдабривать» учебный материал анекдотами и веселыми поучительными историями, у него широкий кругозор и образная манера повествования. Учитель-либерал любит проверять знания своих учащихся в интеллектуальных «батлах», поощряет, когда те размышляют, высказывают свою точку зрения.

В «любимчиках» у него числятся ребята, которые больше остальных «активничают» на уроке, постоянно тянут руки, стараясь ответить.

Однако стиль преподавания у такого учителя имеет некоторые «минусы».

  • Задействована в учебном процессе у него лишь добрая половина учащихся, в то время как остальные пользуются случаем, расслабляются, бездельничают, и даже не выполняют домашнюю работу. После того, как учителю-новатору делают замечание «сверху», он начинает усиленно требовать с учеников, проводить проверочные работы, проверять домашние задания. Следовательно, тот, кто больше «разгильдяйствовал» и расслаблялся, оказывается в непростой ситуации, «обрастает» тройками, двойками.
  • Главный принцип у такого учителя – добудь знания самостоятельно; не многие ученики справляются с этим.

Как взаимодействовать ребенку с учителем-либералом

  • С самого начала обратите на себя внимание. Станьте активным участником всех педагогических экспериментов, получите на первых уроках максимальное количество положительных оценок.
  • Налаживайте контакт во внеурочное время. На переменах говорите о жизни, демонстрируйте интерес к его предмету.
  • Не отказывайте учителю, если он просит помочь написать реферат, подготовить доклад и речь к выступлению на конференции.

Учитель сухарь для ребенка

Попросите школьников охарактеризовать такого учителя, и вы обнаружите схожие определения; если в нескольких словах, то этот преподаватель до фанатизма любит свой предмет, часто придирается, слывет занудой, искренне не понимает, почему не все ученики любят его дисциплину. Проще вызубрить весь учебник, чем договориться с ним. У него перед глазами всегда цифры, расчеты. Очень требователен, жаден до хороших оценок, похвалы. Для него «пятерка», полученная за устный ответ не равнозначна «пятерке» за контрольную работу. К ученикам со слабыми знаниями часто бывает снисходителен, а с отличников «дерет три шкуры», требует хороших результатов.

Превратитесь в истинного фаната данного предмета; без доли фальши демонстрируйте любовь к дисциплине (чтобы получать хорошие оценки и надежные знания по предмету). Обнаружив притворство с вашей стороны, он сурово накажет – занизит оценки, и былого отношения к себе уже не вернете.

Учитель королева для ребенка

Такие разные учителя
Учитель королева

Для нее свойственны величественность и великодушие. Обычно это женщина с приятной внешностью, изысканными манерами, одевающаяся с хорошим вкусом. Преподает она обычно культурологию, изобразительное искусство, то есть те предметы, по которым не требуется сдавать ЕГЭ, с минимальной ответственностью. Вдохновенно читая лекцию, она внимательно следит за внешней реакцией слушателей, которая должна подтверждать ее профессионализм. Чтобы стать отличником по ее дисциплине, достаточно признавать ее превосходство, восхищаться ею, с восторженным взглядом слушать информацию, которую она выдает; в таком случае «легкие» оценки ученикам обеспечены.

Учитель дурак для ребенка

Парадоксально, но подобный «вид» учителей также встречается, и как бы прискорбно это не звучало, но в последнее время их число только увеличивается. Связано это, прежде всего, с падением престижности профессии учителя, заработной платы; это привело к тому, что на работу в школу стали устраиваться не по призванию, но по «остаточному принципу» (отсутствие возможности найти лучшую работу).

Трудностей с этим преподавателем достаточно:

  • слабые знания по предмету, который он же и преподает (отсюда плохая успеваемость учеников);
  • не способен поддерживать дисциплину на должном уровне;
  • речь отличается безграмотностью, несвязностью;
  • часто вступает в конфликты с учениками, которые пытаются доказать, что он не прав;
  • считает необходимым навязывать свое мнение, даже в корне неправильное.
Ни при каких обстоятельствах не вступать в спор с таким учителем. Выполнять все его требования (даже если они покажутся нелепыми, бессмысленными); быть готовым добывать знания самостоятельно или с помощью репетитора.

Учитель «наседка» для ребенка

Эта учительница с ярко выраженным материнским инстинктом. Она может по-матерински дать подзатыльник, потрепать по голове, расспросить о душевных переживаниях. Она предпочитает не учить, но больше заниматься вопросами воспитания. Если такая учительница возьмет на себя роль классного руководителя, то в нее она вживется на все 100%.

Такие разные учителя
Учитель наседка

Родители всегда будут знать, чем их дети занимались на уроках и после них (об этом она будет сообщать по телефону или личной встречи, которых за месяц будет несколько). В свою очередь от пап и мам учительница — «наседка» будет требовать моральной и материальной отдачи, при этом частенько нарушая границы личного пространства семьи. Она стремится быть в курсе всего и про всех все хочет знать. Ради того, чтобы повысить показатель качества обучения, она готова «подтягивать за уши» успеваемость по своему предмету, и у других учителей требовать нужные оценки для своих мнимых «отличников».

Лучше наладить дружеские отношения с такой учительницей, дабы не подвергать ребенка нападкам с ее стороны; либо «на берегу» обозначить те стороны семейной жизни, куда вы готовы ее впустить.

Учитель партнер для ребенка

В каждом своем ученике он видит личность. В отличие от учителя-новатора, этот преподаватель отличается пунктуальностью, собранностью, эрудированностью; придерживается творческого подхода в преподавании, не пренебрегает инновационными методами и технологиями. С компьютером он на «Ты»: разработал свой сайт и ведет не один блог. Он считает, что, прежде всего, ученикам должен подсказать верное направление, научить их думать, самостоятельно изыскивать пути решения. Редко даёт готовые ответы на вопросы, предлагает учащимся отстаивать свою позицию. Любимые задачи – на проверку логики и сообразительности.

Дети ценят в нем искренность, открытость, поэтому обращаются к нему за помощью или советом, доверяю тайны, делятся переживаниями. Главное в отношениях с ним избегать лжи и притворства.

Учитель добряк для ребенка

У этого учителя есть одно желание – он хочет стать для всех «своим»: чтобы его приняли в детском коллективе, уважали родители и коллеги. Однако в результате одна из сторон записывает его во враги. В силу своего мягкого характера и утопической идеи «всем угодить», такой учитель не может справиться с детьми, они его обожают, но не уважают, и буквально садятся на шею. Он старается ставить только хорошие оценки (с надеждой на то, что ученик в следующий раз подготовится лучше), домашнюю работу проверяет изредка, избегает повышать голос, и лишь изредка, когда ситуация выходит из-под контроля, взывает к совести ребят. Поскольку материал он объясняет скучно, «пресно», то и ученики не спешат к нему на занятия, и стараются пораньше уйти. Если заглянуть к такому учителю на урок, можно наблюдать такую картину: большинство учеников совсем не слушают преподавателя, отвлекаются, занимаются своими делами, в беседу включены только дети, сидящие на первых партах.

Такие разные учителя
Учитель добряк
Отвечайте на доброту такого учителя своими хорошими поступками: выполняйте домашнюю работу, придерживайтесь примерного поведения и дисциплины, ведь однажды даже «добряк» может разозлиться. Мотивация на хорошую успеваемость должна присутствовать даже когда в открытой форме не заставляют учиться.

Учитель выпускник для ребенка

Не так давно он завершил свое обучение в ВУЗе, а уже сегодня оказался в школьных стенах. Преподает он с мыслью о том, что как только подвернется возможность, он тут же покинет школу, и устроится на достойную, высокооплачиваемую работу.

Основное преимущество юных учителей в том, что они молоды, а таких ученики обожают, ведь одеваются они по моде, разбираются в гаджетах, мылят позитивно; в них влюбляются, им стараются подражать. Но одного им явно не хватает – опыта. Поэтому главный страх молодого преподавателя – попасть в смешное положение, а чтобы этого не произошло, они стараются выглядеть в глазах детей более независимыми, недоступными. Но доходит до того, что ученики начинаю считать его вредным и чрезмерно принципиальным.

В общении стараться избегать моментов, когда можно задеть самолюбие неопытного учителя, в противном случае о хорошей итоговой оценке можно забыть.

Чтобы повысить успеваемость, необходимо искать подход к каждому учителю (молодому и опытному, деспоту и «добряку»). Ребенок может примерить на себя роль шпиона, и собрать в процессе наблюдения информацию (досье) на каждого учителя, чтобы определить принадлежность к определённому типу.

Список используемой литературы:

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
  4. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
  5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
  7. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
  8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
  9. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
  10. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
  11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
  12. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
  13. Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
  14. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
  15. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кол-во комментариев: 1
  1. Марина Кравец

    Вспоминаю свои далёкие школьные годы, каждый тип учителя вызывал в памяти образы моих педагогов; но мне учиться было легко. Сейчас мой сын Семён учится в выпускном классе, школьные проблемы позади, но начало его обучения было очень трудным, сплошные замечания в дневнике. Дело в том, что мой сын был очень любознательным и задавал много вопросов, мог перебить учительницу, даже спорить с ней. Дома мы боролись, как могли, с этой привычкой, читали специальную литературу. Способности, как определил психолог при поступлении в школу, были выше средних, сын умел бегло читать, занимался английским. В первом классе нашу гимназию должна была посетить какая-то комиссия, и учительница не решилась оставить моего сына на открытый урок, хотела более спокойной обстановки; я потом узнала, что он это время провёл в другом классе. Был урок «Окружающий мир», и на какой-то вопрос о реках ребята не смогли ответить, кто-то сказал:»А где Сеня? Он знает», было небольшое разбирательство. Ребёнок ничего не понял, но после его рассказа я решила пойти в школу. У нас состоялся долгий разговор с преподавательницей, и она приняла мудрое решение: придумала и объяснила детям, почему Сени не было на уроке: он с раннего возраста увлекался географией, как будто бы ему разрешили побывать на олимпиаде по географии для 5-ых классов. Я очень благодарна нашей первой учительнице, она тогда только-только закончила институт, большого опыта у неё не было, но всё-таки не побоялась признать свою ошибку, смогла понять, что дети все разные, а коллектив нельзя раскалывать ради каких-то комиссий!

Добавить комментарий

Нажимаю на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, конфиденциальность.