В России 14 августа праздник, который называется Медовый Спас. Это событие популярно в христианском мире и имеет много названий. Одни его именуют Маковеем, другие — Мокрым Спасом, Калинником или Лакомкой. Истоки события уходят в наше языческое прошлое, когда наши предки поклонялись силам природы и жили в согласии с ней. Если открыть церковный календарь, то видно, что такое торжество там не обозначено. Поэтому становится любопытно, откуда он к нам пришел и что означает.
- На пороге строгого воздержания
- Что отмечают в храме христиане
- В дань героического прошлого
- Победа над эпидемией в Константинополе
- В честь святых мучеников
- Медовый спас: славянские обычаи
- Что хранит праздник Медового Спаса
- Медовый спас: ароматный дар природы
- Почему Спас называют мокрым
- Маковые поверья
- Праздничные запреты
- Приметы на Медовый Спас
- Постоянство праздника
На пороге строгого воздержания
Медовый Спас празднуется в первый день поста, установленного между ним и Успеньем Пресвятой Богородицы, и будет продолжаться по 27 августа. По церковным канонам все14 дней следует придерживаться правил воздержания, как перед Великим постом. Летописи содержат информация о том, что раньше пост перед Пасхой длился дольше на две недели. Выдержать было сложно.
В 1166 году в Константинополе проходил Собор, на котором рассматривался этот вопрос. Было решено укоротить Великий пост на две недели и установить между Спасом и Успеньем. В конце лета, когда много овощей и фруктов, выдержать суровое испытание считалось легче.
Что отмечают в храме христиане
Верующие христиане 14 августа молятся в честь Животворящего Креста Господня. У наших далеких славянских предков этот день считался началом сбора меда, который потом несли освящать. Так случилось, что произошло переплетение празднества церкви с обычаем славян, приведшее к тому, что этот день получил название Медового Спаса.
Слово «Спас» является сокращенным произношением от Спаситель. Таким названием люди благодарили бога за чудесный дар природы. Этот день в развитии христианской веры прославлен еще несколькими памятными эпизодами.
В дань героического прошлого
Церкви 14 августа молятся по случаю праздника Всемилостивого Спасителя, Пресвятой Богородицы и Креста Господня. Богослужение было установлено военачальником в титуле князя, Андреем Боголюбским. Он возглавлял дружины в битве с волжскими булгарами 1164 года.
Основав государство на берегу Волги, булгары вели себя воинственно и пытались распространить мусульманскую веру на Киевскую Русь. Они захватывали русские корабли, идущие по Волге, порабощали города. Андрей Боголюбский собрал войско, чтобы изгнать врага с родной земли. Уходя на битву, согласно православной традиции, пришел помолиться в храм с просьбами о помощи в тяжелом бою.
На поле боя для воодушевления воинов, состоящей из верующих людей, священники вынесли иконы Спасителя и Богородицы. Бой был тяжелый, но в одно мгновение все увидели, как иконы озарили дружину светом, напоминающим огненные стрелы. Воины Боголюбского не только выгнали врага со своей территории, но захватила новые земли, богатые трофеи. Радуясь победе, во славу Спасителя и Богородицы князь приказал ежегодно отмечать этот день торжественными богослужениями в храмах, которые должны сопровождаться выносом Креста Господня и освящения воды. Таким способом восхвалялись покровители земли русской, воздавалась честь крещению Руси, которое тоже произошло в середине августа.
Победа над булгарами была не единственным достижением в борьбе за христианскую веру. Войска императора Греции Мануила победили саратинцев. Сражение тоже было выиграно под чудодейственным свечением икон.
Российское духовенство хранит память об этих событиях и проводит торжественные богослужения с процедурой освящения воды и крестным ходом.
Победа над эпидемией в Константинополе
На эту дату приходится празднование Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Обычай пришел с далеких времен, когда в Константинополе процветала христианская вера.
Город, расположенный на знойном юге, подвергался воздействию высокой температуры воздуха. Люди изнемогали от жары и жажды, болели и умирали, не имея сил перенести засуху. Правители города решили обойти улицы с Крестом Господним и помолиться у воды, дав возможность горожанам окунуться в воду и приложиться к Кресту.
В середине августа из Софийского храма вышли священники и верующие, чтобы совершить крестный ход. Впереди шествия несли Крест, на котором распяли Христа. Было известно, что после того, как Сын Бога освятил его собственными мучениями, крест стал необычайно сильным, поэтому и помог справиться с эпидемией. После молебна у святого родника Господень Крест возвращали в храм Святой Софии, где был открыт доступ к нему всем желающим. Люди купались в освященной воде, веря в смывание грехов и обретение здоровья.
В честь этого события, пока город не покорили мусульмане, ежегодно давалась возможность каждому горожанину прильнуть к Кресту и попросить у господа защиту от жары и болезней, исповедаться в грехах. Русская церковь, бережно храня традиции православия, сохранила этот обычай.
В честь святых мучеников
Третье памятное событие этого дня – поминовение семи святых Ветхозаветных мучеников Макковеев, которые погибли во время гонения на христиан.
Чудовищный правитель Антиох, захватил территорию, принадлежащую евреям. Порабощенный народ, он решил подчинить новой вере. Войска разоряли христианские храмы, устанавливая там греческие языческие символы. Были захвачены братья Макковеи вместе с учителем и матерью, которые не предав христианскую веру, отвергнув предлагаемые им блага, остались до конца преданными Христу и умерли, не выдержав жестоких пыток.
Медовый спас: славянские обычаи
Сегодняшнее прохождение празднования хранят сохранившиеся до наших дней элементы увеселений язычников по поводу выращенного урожая, которые передавались от одного поколения к другому. В древней Руси в день осеннего равноденствия радовались собранному урожаю и считали долгом выразить благодарность земле.
Приближалась осень с холодом и дождями. Закончены работы в поле, убран лен, уложено зерно на хранение. Стояли только нетронутые ульи. Не было уже цветущих растений и пчелы перестали носить пыльцу. Пришло время выбирать мед. Этот день был отдельно помечен в календаре славян.
Славяне устраивали веселья, посвященные урожаю, и благодарили Богородицу за покровительство. Они преклонялись перед святым ликом Богородицы, видя в ней заступницу, которая оберегает семьи и женщин.
Накануне праздника прибирались в доме, украшая хлебными колосьями. В этот день старались не только выразить благодарность, но и вызвать благосклонность матушки природы, чтобы получить желаемый результат на следующий год.
Целыми поселениями собирались на гулянья, где пекли пироги из свежего намолоченного зерна, пили медовуху, варили пиво. Бытовало поверье, что много еды на столе в этот день даст безбедную жизнь до следующего года. Праздник любили в народе, потому что давал возможность один день передохнуть и набраться сил после тяжелого труда.
Что хранит праздник Медового Спаса
Медовый Спас — любимый в народе день, который богат своим наследием. Верующие в этот день утром идут в храм, чтобы приложиться к Кресту Господню. Привычка нести в этот день фрукты и мед в церковь не имеет ничего общего с празднованием Спаса. Так принято давно. Люди помнят эту практику, которая передалась от родителей и дедов.
Этот день следует начать со службы в церкви, где идет молебен в честь Празднества Всемилостивому Спасу, Пресвятой Богородице и святых мучеников Макковеев, покаяться у Креста Спасителя и с чистой душой войти в двухнедельный пост. Так вышло в истории, что три православных традиции совпали с народным обычаем. Наши предки верили в бога, любили во всех делах уповать на господа и самые лучшие дары природы несли на освещение, как бы показывая ему результат своего труда.
Медовый спас: ароматный дар природы
Пчеловодство у славян было важным занятием. Мед на Руси любили за целебные свойства, возможность приготовить из него много блюд. С давних времен его ценили и восхваляли.
Последний урожай было принято собирать 14 августа.
Сбор пасечника на пасеку тоже имел свои устои:
- для работы одевалась чистая одежда;
- перед выходом из дома обязательным было крещение у икон;
- начинался отбор с самого полного улья, предварительно перекрестив его.
Было принято первые выбранные соты опустить в новую деревянную посуду и отнести в храм на освещение, чтобы получить благословение на принятие его в пищу. Часть освещенного меда оставляли на нужды церкви. По доброй давней традиции надо было всех угощать. Считалось большим грехом, если нищий человек или дети не получат в этот день сладкое угощение.
Еще в Древней Руси возник обычай устраивать распродажи урожая, где выставлялись лучшие сорта меда, продавали различные виды пирогов с начинкой из осенних даров природы.
Другим признанным блюдом в этот день были яблоки, порезанные на дольки, которые перед едой следовало употреблять, обмакнув в мед.
Оставшийся от трапезы мед, считали целебным. Им наполняли сухую стеклянную посуду, ставили для хранения в темное место у иконы. Обычай предполагал быстрое выздоровление больных, принимавших это лакомство.
Почему Спас называют мокрым
Во время молебна в церкви проводится малое водосвятие, когда крест погружают в воду. В каждом приходе есть свой источник, к которому совершается крестный ход для освещения. После освещения водоема принято умыться святой водой или погрузиться в источник. Такую воду считали целебной. Ее было принято пить, набирать в бутылки для длительного использования.
В деревнях освящали новые колодцы, чистили старые. Этим днем заканчивался сезон летнего купания.
Маковые поверья
В память о семи мучениках несли в церковь освещать головки мака, букетики лекарственных трав, которые потом хранили, рассовав под потолком избы или за иконы для защиты от бед и болезней.
Медовый Спас – первый день поста, поэтому на него распространялись требования воздержания, независимо от обычая проведения массовых застолий. Обязательным условием было обед начинать с постных блинов. Горячие блины макали в маковое молочко. Существовало поверье: если по углам дома разложить семена мака, то дом будет защищен от ведьм. Наиболее действенным считались маковые семена, который освящали семь лет подряд. Им же обсыпали домашний скот, уберегая от дурного глаза и болезней.
Праздничные запреты
Считалось, что в этот день всемогущий Господь прощает многие грехи. Поэтому было принято утром идти в церковь целыми семьями, чтобы воздать славу Спасителю. Люди верили в божью силу, шли на исповедь, чтобы просить бога о прощении.
С этой верой наши предки выполняли праздничные обряды и подчинялись запретам, которых у дня, начинающего пост, было немало:
- самый главный из них запрещает ссориться, сквернословить, обижать;
- с этого дня нельзя было принимать в пищу мясо и продукты, имеющие животное происхождение;
- не разрешается работать в поле или на огороде, делать любые домашние дела. Все работы выполняются заранее;
- запрещалось шуметь во время застолья и пить спиртные напитки.
Приметы на Медовый Спас
В народе существовало много примет, связанных с этим днем:
- дождь предвещал урожайный год, но сеять озимые в этот день не рекомендовалось;
- этот день разрешал сбор малины. Приметой близкого счастья было рассыпать корзину с малиной;
- если созревшая малина была крупной, то можно было сеять зерновые;
- промокнуть в этот день или изваляться в луже предсказывало получение быстрой прибыли;
- считалось, что тот, кто нарубит дров для одинокой женщины или немощного человека в день праздника, будет избавлен от горя и голода;
- существовало поверье, что детей надо крестить на Спас, тогда они будут расти крепкими и здоровыми;
- в церковь залетали птицы, но, если это случалось во время богослужения на Спас, то верили, что они принесут счастье всем, кто находился в храме.
Постоянство праздника
Медовый Спас не зависит от дня Пасхи. У него есть постоянная дата: ежегодно он празднуется 14 августа. Этот светлое торжество со многими обычаями, верующие чтут до сих пор и, следуя народной памяти, именуют Медовым Спасом.
В наше время, точно так же, как много веков назад, не забывается празднование Медового Спаса. Люди приходят в храм, несут мед, яблоки и другие дары осени. Одни обычаи этого дня, несмотря на количество прошедших веков, религиозные гонения, живут в народе до сих пор, другие – забыты.
Праздник, наполненный символами добра и православными традициями, призывает людей очистить души, покаяться, пересмотреть свои поступки. С другой стороны, он показывает проявление воли, силу веры, способность к переменам. Не важно, что принесут в этот день на освящение. Главное, чтобы пришедший в этот день в церковь, обрел радость в душе от прикосновения к великим ценностям предков.
Праздник уже скоро, а если удается выехать за город, в Спас делаю букет-оберег. Этому меня научила бабушка. Сочетание трав в сборе имеет особое значение. Для сохранения мирных отношений в семье собираю мяту, для обеспечения хорошего урожая на даче — колоски овса. Добавляю календулу, чтобы оберегала от болезней. Обязательно срезаю веточки калины — она помогает сохранить привлекательность. Когда дети были маленькими, еще ставила чертополох от сглаза. Собранный букет обвиваю красной лентой. Считается, что в течение года такой оберег действует. В следующий Медовый Спас растения, вобравшие в себя негатив, выбрасываю, и составляю новый букетик.