Оман, большая история небольшой страны. Древняя история Омана обильно переплетена легендами, и любая попытка отделить действительное от легендарного фактически невозможна. Одна из легенд гласит, что первые жители этой страны — члены арабского кочевого племени амалика были завоеваны племенем оман, давшем имя всей стране.
По библейской легенде, у старшего сына пророка Ноя было три сына, у старшего из которых, Сима, были два потомка — Аднан и Кахтан, ставших родоначальниками всех арабских племен. Племя оман, покорившее амаликов, согласно легенде, ведет свое происхождение от Кахтана, считающегося родоначальником всех южных арабов.
Возникновение Омана: история
Расположение Омана на перекрестке торговых путей древнего мира привело к тому, что оманцы издавна стали играть активную роль в международной торговле. Оманские купцы и мореплаватели вышли в Индийский океан и первыми проложили дорогу в Индию и на Цейлон. Имеются свидетельства о том, что во II тысячелетии до н. э. оманцы заходили на своих кораблях в порты Китая, Индонезии, а также в порты Восточной Африки — Сомали, Занзибара и Мадагаскара.
Развитие торговли было связано с доставкой благовоний из Дофара и торговым обменом между населением Эль-Батины и Эль-Ахдара. Многочисленные караваны верблюдов везли благовония из Дофара на Шабву, Мареб и далее на север вдоль Красного моря в страны Средиземноморья. Через Руб-эль-Хали в Оман доставлялись скот и зерно из Центральной Аравии, а через Герру — важный центр транзитной торговли древности на аравийском берегу Персидского залива — направлялись товары в Персию.
Оман: первые завоеватели
Оман был богатым и процветающим государством, которое не раз подвергалось нашествию со стороны других, более сильных соседей. Около 536 года до н. э. персы захватили государство. Оман стал провинцией, пошла первая волна эмиграции йеменского племени азд. Племя двинулось на восток из северных районов Йемена через Хадрамаут и далее по Вади-Масила к побережью.
Причиной эмиграции послужило постепенное сокращение обрабатываемых земель в Йемене в связи с разрушением Маребской плотины и оросительной сети. Племя азд захватило Оман, и его глава, пришедший из Йемена во главе 6000 бойцов, разбил персов и стал правителем Омана с резиденцией в г. Назве. Члены племени азд, пришедшие из Йемена и поселившиеся в горных районах внутреннего Омана, называли себя «ямани», т. е. йеменцы. В последующие годы в Оман направлялись по следам завоевателей другие йеменские эмигранты, которые постепенно осваивали горные районы Омана.
В первые века до нашей эры в Омане появились новые пришельцы с севера. Это были представители североарабских племен из Неджда, известные в истории страны как низар. В упорной борьбе с выходцами из Йемена они стали осваивать северные районы Омана. В древнем городе Изки, стратегическом пункте центрального Омана, имеется два совершенно различных квартала: один называется Яман, а другой — Низар. Это как раз то место, где встретились две волны иммигрантов. Жители этих кварталов враждуют до настоящего времени, как их далекие предки.
Оман: религия
В первые годы распространения ислама Оман находился под сильным влиянием персов. Зороастризм — официальная религия сасанидской Персии — был распространен в Омане повсеместно. Экономические связи, активная торговля с Персией и влияние религии приводили к тому, что прибрежная полоса страны, и особенно Эль-Батина, часто подчинялась персам и в политическом отношении.
Оманцы гордятся тем, что их предки приняли ислам в первой половине VII в., еще при жизни основоположника этой религии пророка Мухаммеда, и активно участвовали в его распространении.
Большинство населения Омана сегодня принадлежит к мусульманской сетке ибадитов — шиитской ветви ислама, выделившейся из движения хариджитов в конце VII — начале VIII века. Возникновение самого движения хариджитов относится к тому периоду, когда в Арабском халифате, созданном путем захвата стран Аравийского полуострова в Передней Азии, резко обострились социальные противоречия и усилилась политическая борьба за власть. За верховную власть в халифате в середине VII века боролись халиф Али и его сторонники, бывшие носителями демократических тенденций начального ислама, и приверженцы сирийского правителя Муавии, выражавшего интересы арабской родовой аристократии. Во время сражения при Сиффине, на Евфрате, в 657 году успех сопутствовал халифу Али и Муавия, предчувствуя поражение, хитростью убедил Али прекратить бой и решить вопрос третейским судом.
Наиболее активные и непримиримые сторонники халифа из городских низов осудили Али за согласие на третейский суд, покинули его лагерь, отказавшись сражаться за его фамильные интересы. Эти поборники равенства среди мусульман и противники племенной аристократии создали в Месопотамии (нынешнем Ираке) боевую организацию хариджитов. В первые годы своего существования хариджиты, т. е. повстанцы, отражали интересы народных масс. Они исходили из принципа суверенитета мусульманской общины и считали халифа прежде всего выразителем и защитником ее интересов. Халиф, или имам, в качестве руководителя общины должен был выбираться членами общины среди лиц, знающих догматы ислама, причем и не обязательно среди лиц, ведущих происхождение от дома пророка Мухаммеда.
Хариджиты, как поборники равноправия, были весьма популярны в мусульманских странах, пользовались поддержкой крестьян и бедных горожан. Их отряды вели активные и успешные военные действия против халифских войск. Однако, проявляя веротерпимость к лицам других вероисповеданий, они становились все более нетерпимыми к своим единоверцам, что приводило к неоправданным жестокостям и насилию над теми, кто не принимал их учение.
Оман: ибадиты
В конце VII века хариджитское движение из Месопотамии распространилось на многие области Аравии, в том числе и Оман. Однако постоянные преследования халифских военачальников и кровавые распри ослабили активность некоторых хариджитов, особенно из числа горожан.
Эти наименее стойкие хариджиты, сгруппировавшиеся вокруг проповедника Абдаллы бен-Яхья бен-Ибада ат-Тамими, получили название ибадитов. Они призывали отказаться от вооруженных выступлений и восстаний, поддерживать хорошие отношения с халифскими наместниками, ограничив свою деятельность религиозной пропагандой. Ибадитские проповедники нашли благодатных слушателей среди купеческих кругов Омана, мореплавателей, которые были заинтересованы в политической стабильности в стране и сильной власти.
К середине VIII века ибадитское учение получило распространение в оазисах Эль-Батины, горах Эль-Ахдар и внутренних районах Омана. Из Омана ибадитское учение попало в Восточную Африку, а из Ирака, где оно зародилось, — в Северную Африку. В конце VIII — начале IX века хариджийское движение пошло на убыль, и с этого времени всех хариджитое стали, как правило, именовать ибадитами. Ибадиты создали свой имамат в Омане, руководители которого совмещали в одном лице духовную несветскую власть. В настоящее время ибадитские общины, существующие в Северной Африке, на о. Занзибар и Восточной Африке, не играют сколько-нибудь существенной роли в политической жизни. Лишь в Омане ибадиты сохранили свое влияние и власть.
Укрепление власти ибадитских проповедников более успешно проходило в глубинных районах Омана, где они совмещали в одном лице политическую и духовную власть. На побережье события разворачивались иначе.
По ту сторону Оманского залива находился Иран, и эта часть Омана продолжала находиться под значительным политическим и религиозным влиянием своего более сильного соседа.
К этому периоду относится проникновение оманцев на побережье Восточной Африки. Первые эмигранты из Омана высадились на о. Занзибар в конце VII века. Ими были два принца из племени азд — Сулейман и Саид, которые под давлением омейядского наместника Ирака Хаджаджа были вынуждены с семьями и большой группой сторонников бежать в Восточную Африку. Тот факт, что они решили отправиться в «землю зинжей», т. е. на о. Занзибар, нельзя считать случайным. Активное торговое мореплавание оманцев в Индийском океане способствовало установлению контактов Омана с Восточной Африкой, и бежавшие на о. Занзибар оманские принцы нисколько не сомневались в том, что они будут там хорошо приняты местными жителями. Последующая эмиграция оманцев в Восточную Африку и распространение ислама привели к тому, что в течение нескольких столетий в этом районе были построены многочисленные фактории и заложены города, взявшие на себя роль торговых посредников между глубинными районами Африки и внешним миром. Оманцам на правах собственности или долгосрочной аренды в Восточной Африке принадлежали некоторые селения и даже районы. Самым большим владением были о-ва Занзибар и Пемба, управляемые ибадитскими султанами.
Оман: европейские захватчики
Захват турками Константинополя в 1453 году вынудил европейские страны искать новые морские пути на Восток. В 1507 году корабли Португалии у мыса Эль-Хадд обстреляли Маскат, разграбили прибрежные города и, продолжая свои завоевания, ушли в Персидский залив, оставив на оманском побережье небольшие гарнизоны. Оман переживал в то время период острой междоусобицы, и его правители не смогли организовать оборону страны от португальских захватчиков, которые оккупировали не только побережье Омана, но и его владения на восточном побережье Африки. Разногласия и вражда между племенами были всегда доминирующим фактором политической истории Омана. Это ослабляло страну, мешало мобилизовать силы на отпор иностранным завоевателям.
В 1624 году имамом Омана стал Насер бен-Муршид беи-Султан аль-Яариби. Его войска успешно воевали против португальцев. В 1649 году они осадили Маскат с находившимся там португальским гарнизоном и в 1650 году взяли город, тем самым положив конец полуторавековому португальскому господству.
Султан бен-Сейф аль-Яариби, племянник имама Насера, стал после смерти дяди его преемником. В период правления нового имама Оман познал период покоя и расцветов. Прекратились междоусобицы, развивались сельское хозяйство, торговля, оманский флот бороздил воды Индийского океана. В 1652 году оманцы выбили португальцев с о. Занзибар и о. Пемба.
Оман: правление семьи Яариб
После смерти имама Султана в 1679 году на этот пост был избран его сын. С указанной даты начинается 120-летний период правления семьи Яариб, когда власть имама передавалась по наследству. Это не соответствовало нормам секты ибадитов и закладывало основу для междоусобной распри. Правление каждого имама из семьи аль-Яариб было полно междоусобных войн и столкновений, которые разоряли страну. В начале XVIII века, когда проповедники секты ибадитов отказались утвердить на посту имама двенадцатилетнего мальчика, получившего этот пост по наследству, в стране вспыхнула гражданская война.
В войну были втянуты две племенные группировки — йеменская во главе с Халифом бен-Мубарраком из племени бени хина и североаравийская (назари) во главе с Мухаммедом бен Насером из племени бени гафир. С того времени сторонников той или иной группировки, в центре которых оказались племена бени хина и бени гафир, стали называть хинави и гафиры. Гражданская война между хинави и гафири продолжалась более тридцати лет, и даже сегодня, спустя три столетия с того времени, вражда между хинави и гафири так или иначе проявляется в политической жизни Омана.
Оман расцвет государства
Воспользовавшись внутренними неурядицами, в 1737 году иранские войска высадились на оманском берегу под предлогом оказания помощи имаму Сейфу бен Султану II. Бесчинства иранских солдат, убийство свиты имама, депортация оманских женщин и детей на рынок рабов в Ширазе, попытка обманом захватить Маскат и две господствующие над городом крепости вызвали возмущение оманцев. Сопротивление иранцам возглавил губернатор порта Сохар — Ахмед бен-Саид, выходец из города Адам в центральном районе Омана. В знак признания его весьма больших заслуг в 1744 году Ахмед бен-Саид был избран имамом. Он положил начало правлению семьи бу-Саид, которая находится у власти в стране и сегодня.
Имам Ахмед был не только удачливым военачальником. В период его 39-летнего правления в Омане оживилась торговля, были приведены в порядок оросительные системы, высажены тысячи новых пальмовых деревьев, создан торговый и военный флот и регулярная армия.
Оман вновь утвердил свое господство в восточно-африканских районах.
В конце XVIII века в западной части Индийского океана появились корабли английской Ост-Индской компании. Стратегическое положение Омана и активная деятельность оманцев на море не могли не привлечь к нему внимание англичан. Англия рвалась на Восток, в Индию, и ей были нужны союзники как для осуществления своих колониальных планов, так и для борьбы против Франции. Определенный интерес англичан к Оману вызван был еще и тем, что ему принадлежали многие владения за пределами Аравийского полуострова, захваченные еще в период господства оманского флота в Персидском заливе и Индийском океане. Оманцам принадлежали на правах аренды и собственности Бендер-Аббас, Чахбар, Пвадар на иранском побережье Персидского залива, о-ва Занзибар и Пемба.
В 1789 году имам Омана Саид бен-Ахмед передает своему сыну Хамеду командование крепостями и светскую власть, оставив за собой лишь духовную власть над своими подданными. Этот факт стал поворотным пунктом в истории Омана. В нарушение канонов секты ибадитов произошло разделение светской и духовной власти. Подобное явление вызвало недовольство религиозных кругов, которые начали вести пропаганду против Хамеда среди населения, строили интриги с целью восстановить положение и лишить власти узурпатора. Чувствуя свою слабость и враждебность населения, Хамед перебрался в портовый город Маскат. В 1792 году после смерти Хамеда трон занял его брат, который провозгласил себя султаном Маската.
Оман: Ост-Индская компания и передел влияния
Султан Маската был слаб, и поэтому он с готовностью пошел на сотрудничество с Англией. В 1798 году он подписал первое соглашение с Ост-Индской компанией. По этому соглашению он брал на себя защиту факторий Ост-Индской компании и ее судов на море взамен помощи в борьбе против населения внутренних районов, которое не признавало власти султана и выделения части прибрежной территории в самостоятельное государство.
С 1804 по 1856 год Оманом правил султан Саид бен-Султан, известный как Саид Великий. Это был период дальнейшего укрепления могущества Омана и его связей с Великобританией. Саид Великий завез культуру гвоздичного дерева на о. Занзибар (с о-ва Маврикий) и насадил там гвоздичные плантации.
В 1856 году умер султан Саид, и между его тремя сыновьями вспыхнула борьба за трон. Тогда английский вице-король Индии лорд Каннинг навязал братьям свой арбитраж. В результате о. Занзибар получил независимость и был передан одному из братьев. Новый султан Занзибара обязался выплачивать Маскату ежегодно 86 тыс. рупий в виде компенсации, однако вскоре отказался выплачивать указанную сумму. В 1873 году англичане взяли на себя выплату «занзибарской субсидии» в казну султана Маската, с тем, чтобы еще больше привязать его к себе. В это время султаном Маската стал третий сын Саида — Турки, который был послушным орудием англичан.
Племена внутреннего Омана во главе с Аззаном ибн Кайсом восстали против султана Маската. В 1868 году Аззан ибн Кайс был избран имамом Омана с резиденцией в Эр-Рустаке. Он активно выступил за объединение страны. Его отряды добились победы над войсками султана Маската, и лишь вмешательство Англии спасло последнего от поражения. Маскатский султан, чтобы воспрепятствовать объединению племен, широко прибегал к подкупу племенных вождей, используя для этого «занзибарскую субсидию». В 1888 году султан Турки умер. Перед смертью он вступил в переговоры с султаном Занзибара Баргашем по поводу воссоединения двух государств, надеясь тем самым ослабить давление со стороны внутренних районов Омана. Однако против Фейсала, сына Турки, посаженного на престол в Маскате, активно выступили племена внутреннего Омана.
Англичане вновь пришли султану Маската на помощь и серьезно обсуждали вопрос об объявлении протектората, однако побоялись международной огласки и особенно возражений Франции. Однако 20 марта 1891 года был подписан с Фейсалом секретный договор, по которому маскатский султан обязался не передавать иностранцам в аренду какую-либо часть своей территории без согласия Англии. За день до этого был подписан договор о дружбе, торговле и мореплавании, заменивший англомаскатский договор 1839 года. Это соглашение было 17-м по счету между Маскатом и Англией, причем если во всех прежних договорах он именовался лишь султаном Маската, то в договоре 1891 года — султаном Маската и Омана.
В 1895 году в Дофаре вспыхнули волнения. В этом удаленном районе, населенном мусульманами-суннитами, власть маскатского султана была весьма призрачной. В середине 70-х годов XIX века власть в Дофаре захватил проповедник Фадл, и султану Турки понадобилось несколько лет, чтобы восстановить там свое пошатнувшееся влияние.
Оман XX век
В конце XIX столетия активизировались антисултанские настроения и во внутренних областях Омана. Инициатором этого движения выступило йеменское объединение хинави. Во главе его встал Салех бен Али, верховный вождь племени харе. В 1895 году возглавляемые им повстанцы захватили Маскат и другие прибрежные города. Однако султану Фейсалу удалось подкупить вождей другого племенного объединения — сафири, которые и спасли его от поражения.
Начало XX века ознаменовалось новыми успехами сторонников имама против султана Маската. Селим бен Рашид аль-Харуси, избранный вождями хинави и гафири имамом Омана в 1913 году, занял города Назву, Изки и некоторые города побережья. В 1915 году его войска под командованием Иса бен-Салеха осадили Маскат. На этот раз Англия, занятая европейскими делами, не могла оказать действенной поддержки своему союзнику. Султан Маската вступил в переговоры, закончившиеся в 1920 году подписанием договора, по которому Англия и Маскат признали независимость внутреннего Омана.
Так, в результате продолжительной борьбы произошло, разделение между внутренними районами, где находились выбираемые по ибадитской традиции имамы, которые, будучи духовными вождями этой секты, являлись также и светскими правителями, и султанами Маската, обладавшими лишь светской властью. Иными словами, враждебность между имамами Омана и султанами Маската определялась не только различным подходом к английским колонизаторам, но и религиозными противоречиями между более независимыми племенами экономически отсталого, горного Омана и более развитыми в социально-экономическом отношении прибрежными районами страны.
В 1923 году было подписано первое соглашение о разведке нефти в Омане, положившее начале активному проникновению иностранного капитала в экономику страны. В 1937 году султан бен-Теймур в обмен на единовременную субсидию в 12 млн. рупий подписал дополнение к этому соглашению, по которому англичане получили право вести разведку нефти и в глубинных районах Омана. Вторая мировая война помешала реализации этого соглашения, разведочные работы фактически начались лишь в начале 50-х годов. Указанные соглашения оспаривались имамом Омана, и его сторонники стали чинить препятствия работе поисковых партий и бурению скважин. Подталкиваемый своими английскими советниками, султан Саид бен-Теймур во главе отряда войск в декабре 1955 года двинулся из г. Салала в г. Назву, где разбил войска имама Мухаммеда бен Абдалла аль-Халили. Власть султана во внутренних районах Омана усилилась.
Другим важным событием 50-х годов была передача в 1958 году Оманом — единственным арабским государством, имевшим заморскую колонию, — порта Гвадар Пакистану за 3 млн. английских, фунтов стерлингов. Это владение на берегу Персидского залива принадлежало Оману около 150 лет.
Правление султана Саида бен-Теймура считается одной из самых темных страниц истории Омана. Женщина могла выехать за границу лишь после предоставления официальной гарантии от одного из членов своей семьи. Если в течение шести месяцев она не возвращалась, гарант отправлялся в тюрьму. Отсутствие четких планов развития экономики, культуры и просвещения делали страны своеобразным анахронизмом XX века.
Оман: настоящее время
Подобное положение не могло долго продолжаться, и летом 1970 года был совершен переворот, в результате которого к власти пришел султан Кабус бен-Саид, получивший образование в английском колледже, но находившийся несколько лет на положении узника в султанском дворце. Он остается правителем и по сей день. В августе с целью подчеркнуть единство страны из названия было опущено слово «Маскат», и государство стало официально называться султанатом Оман.
Отменены нелепые запреты и ограничения, введенные свергнутым бен-Теймуром. Оман стал в 1971 году членом ООН, Лиги арабских государств, Международного валютного фонда, ЮНЕСКО и других международных организаций, установил дипотношения с рядом иностранных государств.
Сегодня Оман продолжает делать шаги на пути модернизации страны. Открываются учебные заведения, права женщин в Омане — самые большие во всем арабском мире: даже среди министров есть две представительницы прекрасного пола.