Рукоприкладство в семье — допустимость физического наказания для ребенка

Рукоприкладство в семье! Воспитание подрастающего поколения — один из важных вопросов в жизни каждой семьи. Почти каждый аспект воспитания детей вызывает вопросы и сомнения, даже если, кажется, что ответ лежит на поверхности. Взять хотя бы такой элементарный вопрос, как допустимость физического наказания.

За или против рукоприкладства в семье

На первый взгляд, кажется, что всё уже давно решено и продумано – рукоприкладством заниматься не рекомендуется. Так как это впоследствии калечит детскую психику. Но если поглядеть на споры в форумах о детском воспитании, или же просто в комментариях под записями, посвящёнными детям, найдётся хотя бы кто-нибудь, считающий обратное.

Рукоприкладство в семье
Рукоприкладство над ребенком
Защитники физического наказания обычно приводят в пример капризных и разбалованных детей, которых уже ничем другим, кроме хорошей порки, и вразумить нельзя. Противники же приводят строго противоположный пример – забитых и запуганных детей, неспособных проявлять свою волю, и пробиваться в жизни. Среднего не существует.

Мнение детских педагогов разнится. Нет, никто не утверждает, что жестокое обращение и частые побои – это нормально. Но есть мнение о том, что очень редко, в крайних случаях, физическая боль тоже может быть использована в качестве меры воздействия. Разумеется, родители не должны оставлять своему ребёнку серьёзные повреждения. Также сторонники физических наказаний подчёркивают, что процесс должен проводиться, без агрессии, чтобы оставаться наказанием. А не выкладыванием своего плохого настроения на ребёнке.

Противники физического наказания приводят в свою пользу весьма весомый аргумент о том, что, используя свою физическую силу против ребёнка, взрослый тем самым даёт ему понять, что не имеет другого преимущества над ним. Если проще, поднимая руку на ребёнка, родитель тем самым подтверждает бессилие родительской власти. Если, предположим, ребёнок внезапно стал сильнее своего взрослого, то он мог бы свободно взять власть в свои руки. Очень наглядным примером в данном случае являлась бы истории о детях, которые, повзрослев, стали неуважительно относиться к своим постаревшим, следовательно, ослабевшим родителям.

Рукоприкладство в семье: неэффективное наказания для ребенка

На фоне всего вышесказанного хочется задать один интересный вопрос – а чем, в принципе, отличается физическое насилие от других типов наказаний? Чем причинение боли отличается от, например, лишения какого-нибудь удовольствия или любимого занятия? Разве и в том, и в другом случае ребёнок не получает неприятных ощущений? Почему же только вокруг шлепков, ударов ремнём или линейкой поднимается такой шум? Возможно, потому, что физическое наказание не только считается жестокостью, но и неэффективно?

Рукоприкладство в семье
Рукоприкладство
Если детей бьют слишком часто, то, они привыкают к побоям. Воспринимают их не как наказание, а как неприятную и бессмысленную процедуру. А лёгкая физическая боль довольно легко забывается – запрещённый на неделю компьютер куда неприятней.

При применении физического наказания плох не сам тот факт, что ребёнку причиняется боль. В конце концов, дети могут куда больнее ободрать коленку, случайно упав во время прогулки, и вряд ли это как-то повредит их будущей жизни или окажет влияние на психику. Куда сильнее травмирует ребёнка сам факт, что родители разозлились на него настолько, чтобы применить физическую силу против более слабого, неспособного ничего противопоставить в ответ.

Скорее всего, именно по этой причине те педагоги, которые и считают применение силы в какой-то мере допустимым, напоминают об обязательном отсутствии агрессии. Как часто среднестатистический современный человек занимается рукоприкладством в повседневной жизни? Следует, может быть, проблема физических наказаний не в том, что причиняется физическая боль детям, а в том, что изменяется моральный облик родителей?

Список используемой литературы:

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
  4. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
  5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
  7. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
  8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
  9. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
  10. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
  11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
  12. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
  13. Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
  14. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
  15. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Добавить комментарий

Нажимаю на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, конфиденциальность.