Взаимодействие с учителями почему нужно прилагать усилия для успешного учебного процесса ребенка

Родители и учителя, создаем единую команду. В современном мире чтобы получить достойное образование, недостаточно выбрать хорошую школу и воспитываться в образцовой благополучной семье. Важно, чтобы эти институты тесно взаимодействовали между собой, работали сообща, прилагали совместные усилия, дабы учебный процесс протекал успешно. Добиться этого непросто, ведь для этого необходимо реструктуризировать взаимоотношения учителей и родителей.

Родители и учителя: организация учебного процесса ребенка

Прежде всего, важно понимать, что учебный процесс должен осуществляться не только с учетом потребностей, интересов детей, но с акцентом также на нужды взрослых, благодаря которым в школе реализуется главная функция. Человеческое взаимодействие определяет успех образовательного и воспитательного процесса подрастающего поколения. От того, как будет выстроено общение между учителем и родителем, как они будут относиться, поддерживать друг друга, что они предпримут, для удовлетворения потребностей каждого, будут ли преодолевать препятствия, мешающие им работать в одной команде, напрямую зависит, насколько продуктивно, с полной ли отдачей ребенок начнет обучаться, стремиться получать новые знания.

Родители и учителя

Довольно распространенная ситуация, когда на родительском собрании учителя и родители демонстрируют свою доброжелательность, обмениваются улыбками, обнадеживают друг друга наличием общих интересов, однако зачастую за этими улыбками скрываются взаимные опасения и разочарования. Все чаще встречаются родители, у которых сложился явно негативный настрой по отношению к школе.

Можно даже систематизировать типичные собирательные образы выражающих неудовлетворенность взрослых, в их числе:

  • Родители, которым сложно угодить (это просто из области фантастики!) Они частенько захаживают в школу, но не для того, чтобы поинтересоваться успехами своих детей, но дабы выказать очередное недовольство, пожаловаться. Есть и прямо противоположный тип родителей, они из-за своей робости и беспомощности, вовсе не ходят в школу, им просто не хватает на это духа.
  • Родители осознано отбивают у своих чад желание учиться и посещать уроки, поскольку рисуют перед ними крайне предвзятый образ учебного заведения. Вряд ли ребенок будет с трепетом в сердце ждать первое сентября, чтобы в первый раз отправиться в школу, когда его родители до этого момента постоянно твердили, что: «Будешь ходить в школу, времени на шалости и игры совсем не останется», «Там тебя быстро научат дисциплине, будешь по струнке ходить».
  • Родители, возлагающие на школу неосуществимые, утопичные надежды. Они мечтают, что в стенах учебного заведения их ребенка превратят в вундеркинда. Сделают нечто невозможное, то, чего они сами в свое время не получили, научат тому, чего они не дали в семье. Подобные недовольства являются самыми распространенными среди родителей, и в настоящее время отмечается тенденция к их росту. Отмечая, что чуда, на которое они так рассчитывали, не произошло (способности гения у ребенка так и не раскрыли), взрослые начинают в юные умы вкладывать мысль о бесполезности обучения в школе.
  • Родители, воспринимающие в штыки, любое нововведение, веяние современности в школе (хотя сами, будучи школьниками, желали подобных перемен). Некоторые из них считают, что ученикам нельзя предоставлять свободу, особенно относительно поведения в классе, на уроке (при этом в свое время их чрезмерно строгая дисциплина угнетала).
  • Родители, излишне идентифицирующие себя со своими чадами, зачастую близко к сердцу принимающие любые успехи и неудачи своих учеников; может даже показаться, что они сами посещают школу.

Родители и учителя имеют право на критику

Взрослые, без сомнения, имеют право на критику (как преподавателей, так и учебного заведения в целом). Важность конструктивной критики очевидна. Однако в очередной раз, подвергая сомнению эффективность методики обучения учителя, не приводите в качестве примера устаревшие представления, которые вы вынесли из своих школьных будней. Если вам симпатичен педагог, вы, скорее всего, не станете высказывать критику в его адрес, а если ваше чадо будет видеть, как вы будете доброжелательно о нем отзываться, то и сам начнет к учителю относиться с уважением.

Родители и учителя
«Программа максимум» для учителей (в отношении родителей) – дать им почувствовать свою важность и значимость в учебном процессе, а самое большее, что родители могут сделать для учителей – дать им понять, что они играют не последнюю роль в семье в целом и в развитии ребенка.

Посредством непростых ситуаций, когда учитель не нравится, проверяется ваше отношение к школе. Как в этом случае должны вести себя родители? Проведите некую диагностику своих фобий, возможно среди них имеется и «школьная», которой страдали в детстве, а теперь она проявилась с новой силой. Имеют место ситуации, когда родители под воздействием далеко не радостных детских воспоминаний, «заражали» своих детей негативными эмоциями по отношению к школе. Дабы убедиться в отсутствии диагноза «школьная фобия», возьмите под свой контроль ощущения и физические состояния в те моменты, когда приходится взаимодействовать со школой.

Ответьте на следующие вопросы:

  • На входе в учебное заведение начинает сжиматься ваш желудок?
  • Накануне родительского собрания беспокойный ли у вас сон?
  • Появляется ли дрожь в теле, когда в разговоре случайно упоминается личность учителя ребенка?
  • Тревожат ли замечания, которые делает учитель вашему ребенку, до такой степени, что вы не можете найти себе место, и всячески стараетесь уловить глубокую подоплеку.

Избавьтесь от привычки принижать значение учителей, критиковать их работу в присутствии детей. Конечно, вы не должны в ситуации, когда ваше чадо, едва переступив порог дома, начинает жаловаться на некомпетентность или придирчивость учителя, обелять весь педагогический состав и обвинять ребенка. Однако не приемлемо разделять мнение ребенка о том, что учитель «вредный», «скучный». Контролируйте свои телефонные разговоры, чтобы до ушей чада не донеслись ваши рассуждения о «глупых», «бредовых» домашних заданиях.

Школьная иерархия

Для школы важны отклики родителей, но неприемлемо излишнее досаждение. Жаловаться и обращаться с просьбами никто не запрещал, однако в этом вопросе важно придерживаться негласной иерархии. Иными словами, начинайте свой путь правды с классного руководителя. Прыгнув через голову, и направившись прямиком к директору, не предоставив классному руководителю даже возможности выслушать вас и оценить происходящее, вы тем самым вызовите волну негодования у него. Но прежде вы пообщаетесь с недовольным директором, которому явно не понравится момент вашего появления у него в кабинете, без предварительных попыток разобраться на уровне класса. И лишь, когда педагогический состав и директор не решают вашу проблему (по ряду причин), вы с чистой совестью можете обратиться в местный департамент образования.

Родители и учителя

Основание жалоб для школы

Далее приведем примеры, иллюстрирующие причины, которые могут стать основанием для жалоб:

  • Ваше право считать и рассчитывать на то, что школа будет небезразлична, заинтересована в вашем ребенке. Настаивая на личной встрече с учителем, вы имеете все основания ожидать, что преподаватель конкретно расскажет о вашем чаде, не прибегая, и тем более не отделываясь, общими фразами, по типу: «ваш сын такой замечательный», «все в этом возрасте одинаковые». В функционал школы входит информирование родителей. Ваши претензии будут вполне обоснованными, если только в конце учебного года вас поставят в известность о наличии трудностей с учёбой у чада.
  • Ваше право акцентировать внимание учителя на бессистемном, непоследовательном распределении нагрузки на домашнее задание, когда ребенок тратит более 3 часов на подготовку уроков в один день, а после, несколько дней подряд ему поручают задания легкие, в небольшом количестве или вовсе не задают.
  • Вы вправе сделать замечание учителю, если он излишне придирчив к вашему чаду или наоборот старается не замечать его. Ведь подобное поведение со стороны педагога может отрицательно сказаться на психике школьника.
Важно прекратить всякие пересуды за спинами педагогического состава; несправедливо жаловаться, что школа не оказывает помощи, если вы не обращались за ней.

Находим общий язык между учителем и ребенком

Родителям зачастую приходится не просто в поиске общего языка со школой. Так, осыпая критикой любое нововведение, некоторые из них при этом опасаются сказать что-то лишнее, беспокоясь о том, что любое возражение будет воспринято враждебно. И от этого пострадает ребенок. Уровень подготовки выстраивания отношений с родителями у современных педагогов довольно высок, поэтому зачастую опыта не хватает именно мамам и папам. На первый взгляд может показаться, что особых трудностей не должно возникнуть, но это впечатление обманчиво. Обычный разговор между учителем и родителем по праву считают сложным и излишне эмоциональным, ведь в нем переплетаются надежды, ожидания, тревоги, пожелания, противоречия.

Возьмите на заметку следующие рекомендации:

  • В начале беседы сделайте несколько комплиментов учителю, сделайте акцент на положительных решениях в интерьере класса (наличие галереи детских рисунков, уголка достижений и побед в школьных конкурсах, подборка книг на полках); всегда найдется что похвалить. Учителя, как и все остальные, нуждаются в добрых словах.
  • Расскажите учителю, какая экстраординарная семейная ситуация оказала влияние на ребенка, его успеваемость или коммуникабельность (смерть или тяжелая болезнь близкого человека, развод, пополнение в семействе, переезд).
  • Не забудьте о способностях, умениях, привычках вашего чада (возможно о некоторых окружающие даже и не догадываются).
  • Если ребенок не успевает по какому-либо предмету и нуждается в помощи, поведайте об этом учителю.
  • Если цель вашего визита – обсуждение оценок ребенка, полезно в начале беседы уточнить, по каким параметрам оценивают знания школьников.
  • Уместно будет поинтересоваться в общих чертах, что школьники должны будут освоить в рамках данного учебного года (если вам подобную информацию не сообщили в начале года). Уточните, какая помощь в усвоении учебного материала с вашей стороны должна поступить.
  • После беседы у вас должна сложиться четкая картина происходящего в школьных стенах. По мере возникновения вопросов – задавайте их. Вы можете проверить себя, правильно ли вы все поняли, для этого достаточно сказанное учителем повторить, но своими словами. В этой ситуации каждая сторона сможет внести уточнение, если возникнет в этом необходимость.
  • Главное правило, которое вы должны соблюдать во время беседы с учителем – слушать его как можно внимательнее. Многие учителя сетуют на пренебрежение советами педагогического состава, рассеянность со стороны родителей. В большинстве случаев, они считают, родители отправляются на беседу с уже сложившимся, субъективным мнением, изменить которое не под силу.
  • Одной встречи может оказаться недостаточно. Если от учителя вы узнаете, что ребенку необходимо подтянуться по нескольким предметам, стоит заглянуть в школу еще раз, спустя несколько недель. Лучше не ждать месяцами, что ситуация с оценками нормализуется сама собой.

Благодаря своевременной встрече с педагогами, вы сможете предупредить различные академические и социальные проблемы. В младших классах подобные беседы входят в число обязательных. А вот когда ребенок перейдет в среднее и старшее звено, инициативу придётся брать в свои руки, и самим назначать встречу с тем или иным педагогом. Главное, чтобы частые беседы с учителями не расценивались с позиции чрезмерной опеки детей.

Ожидание друг от друга для справедливых оценок

Важно понимать, что даже самые справедливые оценки (которые получает ваше чадо) не лишены субъективности. Достаточно вспомнить таких известных людей, как Чарльз Дарвин или Томас Эдисон; их в свое время преподаватели относили к числу школьников, не способных к учебе. Поэтому наблюдайте за своими детьми в домашней обстановке, будьте объективны, и назначайте вовремя встречи с педагогами, дабы необоснованные противоречия сгладились.

Если вам представится возможность поприсутствовать на школьном родительском форуме, где организуются открытые дискуссии по различным проблемам, проявите интерес к услышанному, выскажите свои сомнения и задайте насущные вопросы. Учитесь дискутировать с учителями; возьмите на заметку следующие темы, которые актуальны и для школы, и для семьи: «Роль учебного заведения и семьи в наше время?», «Чего мы вправе ожидать друг от друга?», «В чем должна заключаться помощь нашим детям?»

И в заключение хочется пожелать быть терпимее, отзывчивее друг другу. Не просто выполнять свои родительские обязанности, когда приходится удовлетворять несовместимые желания и потребности каждого из домочадцев. Учителя помимо нагрузки на работе, имеют и свои житейские проблемы. Поэтому следует в любой ситуации проявлять такт, учиться хвалить и прощать друг друга, больше доверять.

Список используемой литературы:

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
  4. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
  5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
  7. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
  8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
  9. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
  10. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
  11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
  12. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
  13. Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
  14. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
  15. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Кол-во комментариев: 3
  1. Алена

    О взаимоотношениях между родителями и учителями я могу судить с обеих сторон. Ведь я и учитель по профессии и мама двух дочерей. И считаю, что в первую очередь и родители и учителя в своем сотрудничестве должны руководствоваться здравым смыслом, необходимостью постоянно находить понимание и компромисс. Конечно, и родители бывают разные, и учителя. Но цель их взаимоотношений одна: комфортный, полезный процесс учебы ребенка в школе. Чтобы достичь хороших результатов, надо действовать сообща и в любой сложной ситуации вместе искать решение, которое не навредит в первую очередь ребенку и всем остальным.

  2. Марина

    У меня первоклассница. И нам очень повезло с учительницей. Помимо профессионализма в ней сочетаются выдержка, терпение, чуткость, креативность. Каждого ребёнка она найдёт за что похвалить. С детьми постоянно проводит какие-то игры, заинтересовывает их, всех обнимет, расцелует. Нам, родителям она говорит: «Я не буду никого поучать, мы все взрослые люди. Просто помните, что вы тоже участники учебного процесса. Ваша задача — организовать этот самый процесс для детей. И хвалите детей как можно чаще. Похвальба и взрослому приятна, а ребёнку она приятна во сто крат». 

    В общем, что я хочу сказать — обучение у дочки стартовало хорошо, и мне и самой есть чему поучиться у такой учительницы.

  3. Александр

    Лично я хотел бы акцентировать внимание на одном аспекте. Нельзя критиковать учителей и плохо о них высказываться в присутствии детей. Более того, я придерживаюсь точки зрения, что учитель всегда прав, даже если ребёнок получает незаслуженно (как кажется) плохую оценку. Оценка есть оценка и даже случайная, ошибочная «двойка» даёт сигнал ребёнку не расслабляться и задуматься о своих не очевидных на первый взгляд ошибках. Быть учителем — очень сложный труд и даже подвиг, а наша задача, как родителей, помогать учителям добрым словом и прививать детям уважение к учителям и их труду.

Добавить комментарий

Нажимаю на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, конфиденциальность.