Как взаимодействовать с ребенком игроманом: почему виртуальная реальность переплетается с жизнью

Зависимость от компьютерных игр. Если ваш ребенок геймер. В современном мире, где цифровые технологии распространяются со скоростью света, дети и подростки все чаще погружаются в виртуальную реальность, и настолько отдаются играм, что начинают путать их со своей жизнью.

Зависимость от компьютерных игр
Зависимость ребенка от компьютера

Ребенок игроман: дискуссия компьютерные игры против

Дискуссий по такому поводу ведется множество, но, сколько бы ученые умы, занимающиеся данной проблемой, не приводили доводов относительно вреда и пользы от времяпрепровождения за компьютером, индустрия игр будет лишь расти, как впрочем, и спрос на них. Его формируют «новые люди» — экскейперы, которые стараются убежать от решения своих насущных проблем в компьютерный мир. Многие родители могут возразить, заявив о недопущении подобного со своим ребенком. Однако стоит заметить, что в этой ситуации не все зависит от вашего желания, ведь на то, станет ли чадо (послушное и одарённое) геймером, влияет множество факторов, в частности: прессинг современных норм жизни детей. Так, если ваш сын не получит возможности «познакомиться» с популярными видеоиграми, вероятнее всего он станет отверженным в коллективе ровесников.

Поэтому взрослые должны правильно организовать подобное знакомство. Лучше, если играть чадо будет эпизодически, но не уделять подобному досугу любую свободную минуту, в ущерб другим занятиям и увлечениям. Необходимо определить степень значимости игр для ребенка. Когда она велика – проблема очевидна.

Ребенок игроман: зависимость от компьютерных игр симптомы

Определите, каким жанрам игр ребенок чаще всего отдает предпочтение. Не удивляйтесь, что это не будут игры развивающего характера. Из общего числа жанров самые востребованные (особенно у мальчиков), это «стрелялки» и игры, в которых чадо учится отвечать агрессией на агрессию. Причем юные умы считают, что подобный навык поможет им выстоять в аналогичных ситуациях, когда они произойдут. А между тем результаты многочисленных исследований доказывают справедливый и на первый взгляд очевидный факт: жестокие игры активизируют «дремлющую» агрессивность ребенка, которая могла бы до некоторых пор находиться в состоянии покоя. Позволяя ребенку скрашивать свой досуг подобными играми, мы не просто тревожим в нем агрессивное начало, но и учим его применять (точнее учим разрушению, вместо созидания).

Зависимость от компьютерных игр
Ребенок игроман

Если вы заметили, к примеру, что у вашего сына тяга к жестоким играм (где убивают, стреляют, грабят), то задумайтесь – почему. Когда у ребенка присутствует потребность выплеснуть агрессию, вероятно у него имеются ее запасы. Важно определить, откуда они взялись; возможно, вы в определённых ситуациях ведете себя крайне недружелюбно по отношению к сыну (дочери), прибегаете к физическим наказаниям. Учтите и тот момент, что ребенку свойственно подражать. Все просто: увидев игру (где по сюжету необходимо владеть оружием и убивать других героев), и испытав к ней симпатию, он начнет воплощать отдельные моменты (чаще всего не самые приятные), если не в жизнь, то мысленно точно.

Поощряя игры с жестокой сюжетной линией, вы будите в своем ребёнке «зверя»; неутешительные последствия подобной политики невмешательства вы познаете если не сегодня, то определенно «завтра» (в будущем).

Понаблюдайте за ребенком, который примеряет на себя роль не супергероя, но персонажа, уничтожающего все вокруг, желающего поработить мир: неразумное чадо начинает отождествлять себя с этим героем, перенимать поведение, совершать схожие поступки. Уже не одно исследование доказало факт зависимости между миром реальным и виртуальным, причем насилие в нем представлено в привлекательном свете (даже взрослый человек отмечает подобную особенность, что говорить о незрелой детской психике).

Весьма показателен результат исследования, согласно которому: компьютерная игра с элементами насилия на уровне подсознания формирует условный рефлекс агрессивной реакции, его человек сможет применить, оказавшись в конфликтной ситуации. Между тем, ребенок (периодически погружающийся в игровую агрессию) способен принять за конфликтную ситуацию все что угодно и даже обратиться к физической силе. Также доказано, что люди, которые большую часть свободного времени проводят за компьютерными играми, «агрессируют» еще и потому, что у них недоразвиты лобные доли мозга (это неблагоприятно сказывается на поведении, обучении, тренировке памяти).

Признаки зависимости от компьютерных игр ребенка

«Отрезвить» родителей могут проблемы с самочувствием, с которыми сталкиваются их чада:

  • Соматические нарушения (повышенная утомляемость, снижение остроты зрения);
  • Зависимость от компьютера (ребенок становится кибераддиктом, у которого отмечаются отклонения в поведении от общепринятых норм).

Вас должны насторожить следующие моменты в поведении вашего ребенка:

  • Он перестает чувствовать время;
  • Ему все труднее оторваться от монитора и заняться другими делами;
  • Он детально проектирует виртуальный мир (в соответствующих играх, например, в стратегиях).

Это может означать лишь то, что ребенок таким образом (погружаясь в игру) бежит от реальных проблем, от повседневности, рутинности, от своей не успешности в обычной жизни. Ведь в собственном, пусть и вымышленном мире, ему все удается, там все исполняется как по взмаху волшебной палочки, он может быть кем хочет и вести себя как того пожелает. А между тем в новой реальности, где любая ошибка исправляется нажатием клавиши, нельзя получить должного жизненного опыта; чадо может вовсе не захотеть возвращаться в этот несовершенный мир, где он одинок, не понят, где от него все время что-то требуют, где он чувствует себя лишним, никчёмным.

Зависимость от компьютерных игр
Ребенок игроман

Компьютерную зависимость не нужно путать с наркотической, алкогольной, ведь при игромании задействуются абсолютно иные участки мозга. Скрываясь от реальности, чрезмерно увлекаясь играми, ребенок обедняет свою эмоциональную сферу, он испытывает нервно-эмоциональное напряжение, особенно, когда приходится преодолевать препятствия, демонстрировать свою «профпригодность» уже не в искусственно созданном мире, но в жизни. Если в игре все легко, то в реальности другие правила, здесь нужно работать над собой, над своими отношениями с окружающими. Играя, он думает и действует по шаблону, а в действительности приветствуется житейская мудрость, находчивость. Столкнувшись с подобными противоречиями, ребенок принимает единственно верное, по его мнению, решение – уход в себя, еще больше погружение в компьютерный мир, где комфортно. Результат всему – изоляция ребенка в социуме.

«Зависая» над мониторами, дети большую часть времени сидят неподвижно, принимают скованную позу, занимают неудобное положение. В итоге нарушается осанка, искривляется позвоночник. А если при этом ребенок поглощает пищу, то (под впечатлением происходящего на экране) не может контролировать количество съеденной пищи, и тем самым сталкивается с ожирением. В процессе игры чрезмерно возбуждается нервная система, поэтому юные геймеры имеют проблемы со сном, доигрывают «недоигранное» только уже в жизни. Игры не влияют благотворно на интеллект (не развивают его), но наоборот тормозят.

Ребенок игроман: интересные факты

Однако не менее интересны факты, подкрепленные данными научных исследований, приводятся в поддержку времяпрепровождения за компьютерными играми.

  • Дети-геймеры имеют хорошую координацию и концентрацию внимания, которым бы позавидовали даже космонавты. У них развито воображение.
  • Юные геймеры прекрасно разбираются в новейших цифровых технологиях (гаджетах, девайсах).
  • Благодаря играм с жестким сюжетом у ребенка происходит тренировка инстинкта самосохранения, обучение эффективной командной работе.Конечно, подобные игры могут повышать агрессию, однако с их помощью чадо учится преодолевать свои страхи, успешно разрешать конфликты. Некоторые исследователи приводят параллели между жестокими компьютерными играми и сказками со страшным сюжетом, где также присутствует агрессия (например, сказки Андерсена, братьев Гримм).
  • Сторонники компьютерных игр приводят статистику, согласно которой не более 15% от общего числа геймеров бывают замечены за совершением жестоких, асоциальных поступков, для остальных детей, коротающих вечера за подобным занятием, игровой досуг не имеет отягощенных последствий.
  • Согласно доводам ученых из института психологии РАН, агрессивные игры могут помочь детям в процессе адаптации в детском коллективе. Не все ребята, играющие в подобные игры способны на насилие; на возникновение соответствующих неадекватных, антисоциальных явлений влияет также психологическая обстановка в семье, личностные качества, черты характера ребенка.
  • Девочек также привлекают жестокие игры, кроме того они повышают у юных представительниц прекрасного пола уверенность в себе, самооценку, способствуют хорошей адаптации к жизненным перипетиям.
  • Нельзя с уверенностью говорить о полной изоляции тех детей, которые чаще остальных погружаются в виртуальную реальность. Как показывают результаты исследований, 6 из 10 юных геймеров не имеют проблем в общении со своими сверстниками, а 30% прекрасно контактируют со своими братьями и сестрами.

Подобные примеры доказывают, что геймером быть даже отчасти полезно. Сегодня многие ребята не видят своего будущего без компьютерной грамотности, а некоторые даже связываю свою профессию с компьютерной сферой деятельности. Так что эпизодические «посиделки» за экранами мониторов можно принять за рывки к более ответственным прыжкам.

Зависимость от компьютерных игр
Ребенок игроман

Лучше, если ребенок, играя в свои излюбленные «стрелялки» или «бродилки» будет находиться у вас на виду. Но что делать, если чадо зачастило в компьютерные клубы? Взвесить все «плюсы» и «минусы» подобной ситуации. С одной стороны ребенок не изолируется от общества сверстников; в таких клубах он будет общаться со своими единомышленниками, такими же фанатами игр, как и он сам, а значит, у них появятся общие интересы и дружеские отношения, даже за пределами виртуального мира. С другой стороны, вы не сможете контролировать поведение своего отпрыска, влиять на правильный выбор игр.

Ребенок игроман что делать

Шпаргалка родителям:

  • Лучшее время для приобщения ребенка к компьютерным играм – перед поступлением в школу. У ребят-дошколят много других интересных занятий, им подобный досуг будет во вред. Запомните, у маленького ребенка больше шансов попасть в игровую зависимость.
  • Выберите для своего чада игры развивающей направленности, с учетом возраста (чтобы они развивали личность и таланты ребенка).
  • Не предлагайте новую игру ребенку, прежде чем сами ее не проверите, так вы сможете узнать о том, сможет ли она принести пользу/вред.
  • Отдавайте предпочтение тем играм, где действующие герои – персонажи из любимых мультфильмов, сказок вашего чада.
  • Продолжительность игры для младших школьников не должна превышать 30 минут (для подростков – 40 минут). Далее необходимо сделать значительный перерыв, после чего можно разрешить поиграть еще.
  • Не стоит размещать компьютер, игровые консоли, приставки в детской комнате; так вы всегда сможете держать под контролем доступ к ним.
  • Узнайте, какие игровые жанры наиболее интересны вашему ребенку; если это игры, полные агрессии, выясните причину, нет ли связи с разногласиями в семье, отсутствием взаимопонимания с чадом. Образы героев, которые ваш ребенок выбирает в процессе игры, могут вам многое рассказать о слабых местах, упущениях в процессе воспитания, нереализованных возможностях отпрыска.
  • Если вы стали замечать, что после компьютерных игр чадо пребывает в состоянии нервно-эмоционального напряжения, обратитесь за консультацией по этой проблеме к педиатру и психологу.
  • Старайтесь развивать самые неприметные способности, дарования у подростка, раскрывать его потенциал, тогда он не захочет сбегать от проблем, самого себя в мир иллюзий. Важно, чтобы у ребенка помимо компьютера были еще какие-нибудь интересы, хобби, он не переставал гулять, общаться со своими друзьями. Компьютер не должен стать для ребенка единственным другом.
Зависимость от компьютерных игр
Ребенок игроман

Ребенок игроман что нельзя делать

Рекомендации:

  • Игнорировать подобные увлечения ребенка, поощрять их, приобретая всякий раз новые игры, не учитывая возрастные ограничения.
  • Полагать, что агрессивные игры помогут сформировать у сына мужские качества: смелость, решительность, бесстрашие.
  • Считать, что игромания лучше, чем пребывание в сомнительной компании подростков-неформалов, где, по-вашему мнению, царит беспредел, пьянки, разгильдяйство.
  • Не разговаривать с чадом и не пояснять, что компьютерная игра – не единственное увлечение на свете, что есть более интересные стороны жизни.
  • Не разрешать семейные конфликты; продолжать выяснять отношения с супругой (супругом) в присутствии ребенка.
  • Из-за наличия страха, что чадо может стать геймером, запрещать ему играть в любые компьютерные игры, даже развивающие.

Список используемой литературы:

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — СПб., 1993—1995.
  2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия // Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
  3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб 2004.
  4. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. — СПб., 2005.
  5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. — Ростов-на-Дону, 2004.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
  7. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
  8. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития // Дошкольная педагогика №3-2005.
  9. Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников // Психолог в детском саду №3-2006.
  10. Игры с песком. // Школьный психолог №6-2006.
  11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В.Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 1996.
  12. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие. – М.: / Под ред. Р.А.Абдурахмановым, 2002.
  13. Прихожан А.М. психологический справочник, или как обрести уверенности в себе: Кн. Для учащихся. – м.: Просвещение, 1994.
  14. Кочубей Б., Новикова Е. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990 — №6.
  15. Кочубей Б., Новикова Е. Ярлыки для тревожности / Семья и школа – 1988 — №9.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Кол-во комментариев: 2
  1. Никита

    Сталкиваюсь с этим явлением ежедневно, не буду называть — это проблемой (в нашем случае). Но, если, не уделять этому внимания, позволять бесконтрольно играть долгое время, шансы ребёнка угодить в «омут» геймерства велики. И, если в вашем доме присутствуют цифровые гаджеты с играми, маленький геймер будет стремиться добраться до них.
    Мы говорим, что можно будет поиграть, соблюдая, режим, делая, полезный перерыв на маленькие задания, которые необходимо осмысленно выполнять. (Пожалуй, главное — это заранее обозначить правила и границы поведения. Пусть учится придерживаться договорённости). Среди заданий даём такие: посильная уборка (возраст — 6), подсчёт времени, работа с цифрами, простые физические упражнения.
    Кроме того: в играх порой чтобы выполнить некоторые действия, необходимо уметь читать, понимать обозначения, иначе не будет ясна суть задачи. И игра может стать хорошим стимулом в развитии интеллекта. Стоит добавить, существует множество компьютерных игр категории «для детей». То есть , следует (как бы ненавязчиво) управлять этим процессом.

  2. Андрей

    Вопрос о взаимодействии с детьми-игроманами стоит начать с разбора причин. Одной из причин является внутреннее состояние ребенка. Часто дети предпочитают виртуальный мир реальному, по причине внутреннего конфликта. Возможно, из-за тяжелых отношений в семье. Частые ссоры родителей, в которых дети не принимают участия, все равно оставляют след на психологическом состоянии ребенка. Он может отрицать свои волнения, но на бессознательном уровне такие проблемы закладываются в память и ребенок не находит ничего лучше, чем погрузиться в «другой мир». В ходе такого образа жизни это становится бессознательным якорем. То есть, каждый раз в стрессовой ситуации ребенок желает отделиться от реального мира, в котором существуют ссоры и скандалы, и уходит в виртуальный мир, в котором, как он может считать, нет проблем. Это формирует ребенка как личность, не умеющего решать проблемы, и со склонностью к избеганию ответственности.

Добавить комментарий

Нажимаю на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных, конфиденциальность.